ЧЕЛОВЕК И ВЕЧНОСТЬ
РАЗМЫШЛЕНИЯ О РАССКАЗАХ НИКОЛАЯ АГАФОНОВА

 Протоиерей Николай Агафонов служит в храме Воскресения города Самары, препо­дает в Самарской духовной семинарии, он - отец пятерых детей. Вкус к сочинитель­ству почувствовал еще в школьные годы. Любимым писателем был и является Ф.М. Достоевский, которого по-настоящему смог прочитать во время службы в армии. Это чтение и показало ему путь к Богу. В совре­менной жизни отца Николая Агафонова осо­бенно волнует состояние образования. По его мнению, за бортом образовательной си­стемы России осталось воспитание граж­данина и патриота. Сознание молодого по­коления направляется на обустройство внешнего материального благополучия с по­мощью технического прогресса. Школа и семья должны объединиться в стремлении вырастить человека культуры, которого вол­новали бы вопросы духовного плана: как я должен жить, в чем смысл жизни. Самарс­кий читатель полюбил первые рассказы отца Николая: «Погиб при исполнении», «Крас­ное крещение», «Попутчики» и другие. У меня в руках два еще неизданных рассказа, и читателю только предстоит встреча с ними: «Вика с Безымянки», «Безработный».

На первый взгляд может показаться, что рассказы о. Николая Агафонова - легкая пища: бытовые сцены, насущные пробле­мы, которые тревожат каждую современную семью, но именно эти проблемы потрясают основы жизни общества. Кто-то подумает, что современному читателю, утрачивающе­му навык вдумчивого чтения, может быть, и надо протертое и по ложечке. Однако отца Николая в недоверии к читателю не упрек­нешь, он знает мир не из телевизионного ящика, перед ним открывается море людс­кой скорби, отчаяние сердец, он описывает торжественные и радостные события в жизни человека, благословляет на подвиг и под­вижничество, сокрытые от мира. Рассказы читаются легко, потому что все узнаваемо и сопереживаемо, и в то же время они буд­то испытывают: готов ли читатель за вне­шним, за пошлостью жизни разглядеть со­кровенное, тайное, прекрасное и ужасное... Истории отца Николая хороши для семей­ного чтения: времени занимают не много, а думать и рассуждать заставляют постоян­но, входят в душу и начинают трудиться, раз­гребать завалы душевных развалин. Рабо­та эта не прекращается, пробуждает духов­ный голод, просит утоления в других рассказах и наконец в более серьезных ис­точниках, чем художественная литература. Автор прекрасно изображает человека в вечном пространстве духовной борьбы, то беспомощного, безвольного, не умеюще­го найти путь к Источнику сил, то чудным образом обретающего животворящий свет и спасение. Для него все случайность, со­впадение, неожиданность, неопределен­ность. С первых строк рассказа внимание читателя включается в события, и душа на­чинает сотрудничать.

«Выйдя из дверей барака, Вика опасливо оглянулась по сторонам...» («Вика с Безы­мянки»). Почти детективный зачин. В рас­сказе отражены события 50-х годов, а про­блема обозначена современная: разруше­ние семьи.

Семья, не представляющая духовной це­лостности, подвержена испытаниям: отец пьет, не выдержав строгих семейных пра­вил, уходит из семьи. В данной ситуации не родители опекают дочь, а дочь спасает ро­дителя - пролетария, утратившего всякое духовное достояние, ничего не имеющего, «кроме своих цепей». Главное поле битвы -детское сердце. В него прокрался страх.

Конечно, этот страх нагоняют люди, свер­стники, учителя, соседи. Но против страха восстала любовь к отцу, союзницей и ис­точником сил явилась икона Пресвятой Бо­городицы «Взыскание погибших», нашелся и соратник, и не кто иной, а директор шко­лы, участник битвы на Курской дуге. 13-лет­няя девочка вступает в борьбу за отца, за мир в семье, за веру православную.

В рассказе «Безработный» будто бы неча­янная встреча с профессором и его женой спасает жизнь безработному инженеру не только физическую, но и утопающую душу в тихой пристани храма Господня. Некоторые вопросы в рассказе поставлены напрямую, что называется «в лоб». Вероятно, пришло время этому вопросу: «Как может быть, что бесспорно и очевидно для одних, остается сокрытым для других?» Носители истинного знания были всегда, и в советские времена тоже. Их научное мировоззрение не прихо­дило в противоречие с духовным. Не слу­чайно замечание автора о том, что верую­щий физик был талантливым, а таланты по евангельской притче Богом раздаются.

В деле спасения многое определяет воля человека, сила его хотения. К этому благо­му хотению невидимым образом присоеди­няется Божественная сила. Евгений Нико­лаевич Полетаев, утративший всякую надеж­ду найти работу, поправить материальное положение семьи, в отчаянии готовый все проблемы утопить вместе с собой в реке, выслушал собеседника. Эту встречу он бу­дет помнить, как чудо, и говорить: «Бог по­слал человека».

Интересно автор работает с именем героя, в нем иногда ключ к подтексту произведе­ния. В рассказе «Безработный» имена спа­саемого и спасающего имеют одинаковое значение: Евгений - благородный с греч., а Геннадий - благородный с лат. При внима­тельном чтении черты благородства (явное указание на Первообраз человека) просле­живаются в той и другой личности. В рас­сказе «Вика с Безымянки» отец и дочь имеют одинаковые имена: Вика и Виктор. Они испытывались, жертвовали и победили.

Следуя традициям классиков, мастеров малого жанра, отец Николай Агафонов удач­но вводит в текст образ художественной доминанты (ведущий смысловой образ). Мотив темной, слепой воды в рассказе «Без­работный» переполняется слезами, истери­ческими выкриками жены Полетаева. Сти­листически неизвестность и безвыходность ситуации подчеркиваются множеством нео­пределенных местоимений и наречий: «по­чему-то вспомнились слова Гераклита «в одну и ту же реку нельзя ступить дважды»; «вода вдруг стала чем-то манящим и притя­гивающим». Метафизически присутствует сила, воздействующая невидимо, но неумо­лимо, что и выражено избранными глагола­ми: «взяла досада»; «стало казаться»; «как будто что-то навалилось». Человек повиса­ет над бездной, он оказывается на грани, выраженной в тексте словом «чуть-чуть». Об­раз вечной реки вносит знак бивалентности (двойное значение) того, что происходит. Воды страшны, потоки мутны, холодны, не­скончаемы... но «Глаз Господень на водах». «Из истории миротворения мы знаем, - го­ворит Василий Великий, - что есть вода пре­выше небес, также вода бездны... Кто же содержит воды сии и не попускает им, по естественному их стремлению, падать вниз? Кто, если не Господь, Который имеет власть над водами?» В его святой власти гибель­ные потоки обратились в источник, «теку­щий в живот вечный».

От всей души хочется пожелать читате­лям благодатной встречи с замечательны­ми рассказами о. Николая Агафонова, са­марского писателя и священника.

 

Тамара Сливкина,
старший преподаватель
русского языка СИПКРО

Народная газета №16 сентябрь 2003г.

назад

Хостинг от uCoz