Собрание

 

Шел 1989 год. Я учился в Ленинградской духовной акаде­мии и одновременно без отрыва от учебы восстанавливал пе­реданный Советской властью полуразрушенный собор Архан­гела Михаила в г. Ломоносове под Ленинградом. Как-то после окончания Божественной литургии ко мне подошла женщина лет 40-45, прилично одетая, и попросила принять участие в предстоящем собрании учителей городских школ.

Мне уже приходилось бывать в разных коллективах с лекциями и беседами на духовные темы. Я всегда делал это с радостью и в этот раз с благодарностью принял приглашение. Но, когда узнал, что разговариваю с парторгом и меня пригла­шают на партийное собрание, то был немало озадачен.

- Помилуйте, - воскликнул я, - но в каком качестве я могу быть участником вашего собрания, если я не только беспартий­ный, но и никогда не разделял коммунистических взглядов?

Женщина-парторг заволновалась, боясь, что я откажусь, и, торопясь, стала объяснять:

- Видите ли, батюшка, у нас на повестке дня собрания тема: «Атеистическое воспитание на современном этапе». Городок у нас небольшой, потому наша парторганизация состоит из учителей города и офицеров-отставников. Люди все грамотные. Как узнали о повестке дня, заявили, что коли сейчас гласность  и перестройка, то для альтернативного мнения хотим послу­шать, что скажет священник по этому вопросу.

- Ну, раз так обстоит дело, то обязательно приду, - заверил я женщину. Договорившись о времени и месте собрания, мы расстались.

На следующий день я пришел в школу на собрание. Народу был полный актовый зал. Я занял место в первом ряду. Рядом со мной уселся какой-то мужичок с портфелем, как потом вы­яснилось, специалист по атеизму, присланный райкомом пар­тии. Собрание началось с необходимых формальностей и ог­лашения повестки дня. Затем слово предоставили представи­телю райкома. Он выступал в течение получаса. Речь его мне показалась бессодержательной, я даже не могу припомнить, о чем он говорил. Но центральной мыслью его выступления был тезис: «Атеистическое воспитание нужно проводить на основе научных знаний». Затем он сел и слово предоставили мне. Зал как-то весь оживился, даже отставники, до этого мир­но дремавшие в своих креслах, встрепенулись. Все с любопыт­ством воззрились на меня, ожидая, что я буду противопостав­лять научным знаниям. Но я и не собирался противопостав­лять что-либо научным знаниям. У меня созрел другой план. Выйдя к трибуне, я предупредил, что мое выступление будет очень коротким.

- Здесь в основном сидят люди грамотные, - начал я свое выступление, - а многие даже преподают научные знания, на основе которых предыдущий оратор призывал вас вести атеистическое воспитание. Может быть, я что-то недопонимаю, поэтому прошу кого-нибудь из сидящих в зале ответить на один вопрос: какая наука доказала, что Бога нет? Если кто-нибудь приведет мне такое научное доказательство, то я здесь, при вас, снимаю крест и рясу и пишу заявление о приеме в партию.

Зал заволновался. Учителя и военные-отставники стали пе­решептываться между собой. А потом все как один раз­разились аплодисментами. Конечно, с трибуны меня после этого не отпустили, а стали засыпать вопросами на разные духовные темы. Так что собрание затянулось до позднего вечера.

На другой день подходит в соборе ко мне одна наша посто­янная прихожанка и со слезами на глазах говорит:

- Отец Николай, как мне Вас благодарить?!

- Что случилось? - спрашиваю я.

- Да мой-то муж, он у меня подполковник в отставке, все время меня ругал, что я в церковь хожу. А вчера пришел с соб­рания и говорит: «Выступал Ваш священник, всех наших атеи­стов в лужу посадил. Так что, жена, ходи в церковь, да за меня там молись Богу».

 

назад

Хостинг от uCoz