Зримое проявление силы духа

Протоиерей Николай Агафонов - давний духовный друг нашей редакции. Не один раз публиковали мы рассказы этого батюшки, который проповедует Истину Христову не только с амвона храма, но и при помощи художественного слова. Первая книга рассказов отца Николая очень быстро была раскуплена истинными ценителями живого русского слова. В настоящее время редакция «Православной народной газеты» готовит к выпуску литературно-художественное приложение, в которое войдут семь новых рассказов этого автора. Но сегодня речь не об этом. Накануне великого праздника Рождества Христова мы решили побеседовать с отцом Николаем не столько о самом событии в истории человечества, сколько о традициях, связанных с этим днем, древних и новых обычаях и семейных установлениях, помогающих превратить сам праздник и светлые дни, следующие за ним, во  время искренней радости, семейного благополучия и школу воспитания для детей и взрослых.

Естественно, что наша беседа касалась не только праздника, но и определения значения традиций в жизни православных русских людей их влияния на мир и лад между близкими.

- Отец Николай, расскажите, пожалуйста о Рождестве.

- В советское время его пытались заме­нить Новым Годом, поэтому традиция дарить подарки, берущая свое начало от Рождества Христова, сохранялась. Я думаю, примером послужили волхвы, которые принесли Христу в дар золото, ладан и смирну. Именно детям особенно радостен этот праздник, потому что они получают подарки. Самый главный праздник в православии- Пасха, второй по значению - Рождество, и я его очень люблю. Человек всегда тянется к древним традициям, в которые входят елка, украшенная праздничными игрушками, обязательная ночная служба. Они сразу выводят его в необычную стихию, как бы приближают к вечности. Очень важен, конечно, сочельник. В этот день православные люди готовят пряники, печенье, конфеты и многомаленьких подарков - сюрпризов. Раньше дети ходили по дворам  и славили Христа. Сейчас эта традиция потихонечку возвращается, хотя она как-то сохранялась и в советские времена.

- Они ходили утром или ночью?

- Вообще, колядовать положено в сочельник, сразу после того, как на небе загорится первая звезда. Дети мастерили восьмиконечную звезду из картона, обклеивали ее золотой фольгой, одевались так же как волхвы или пастухи и шли по домам.

- А как они назывались?

- Слово «коляда» больше украинское, на Руси такие «визитеры» назывались христославами. Приходят в дом и спрашивают: «Можно у вас прославить Христа родившегося?» Конечно, никто не откажет, хозяйка впускала детишек и они сразу, с порога начинали петь рождественский тропарь и специальные песнопения, которые называлась «колядками», за что получали от хозяев подарки.

- А есть свои гостинцы они уже могли?

- Только если они не скоромные. Сочельник потому так и назывался, что в этот день ели сочиво. Это блюдо из вареной пшеницы или риса с медом, изюмом, запивали взваром (компотом из сухофруктов). В нашей семье эта традиция сохранялась. Мы всегда настраивали своих детей ничего не есть до звезды. И вобще единственная еда в этот день - сочиво. В крестьянских избах была традиция класть на стол сначала солому, символ того, что рожденный Богомладенец лежал в яслях, поверх застилать скатертью и затем накрывать стол.

Самое главное, конечно, это рождественская служба, которая необычна сама по себе. Один только прокимен чего стоит: «С нами Бог, разумейте, языце, и покаряйтесья: яко с нами Бог.»

После праздничного Богослужения начинается празднование святок. Один мой друг, пожилой человек, который жил до революции в Новгороде, рассказывал, что у них в семье был обычай, когда наступали морозы, все дети кричали в окошко деду Морозу какой кому хочется подарок под елкой найти. Папа под окошком слышит все и исполняет миссию деда Мороза. У нас в семье, все, включая взрослых, обращаются с такой просьбой к деду Морозу, а он изучает пожелания и незаметно в Рождественскую ночь приносит детям подарки. Обычно он кладет их в обувь, как происходило в семье матушки Иоанны, в девичестве Державиной. Это очень удобно, чтобы не спутать, какой подарок кому предназначен.

Если дети маленькие, читать не умеют, записку с указанием кому какой подарок предназначен не напишешь, а свои валеночки они всегда узнают. Если подарок большой, то обувь кладется на него сверху и все равно все понятно.

В нашей семье пятеро детей и дед Мороз безошибочно всегда каждому кладет подарок под елку. Дети ждут этого момен­та, к нему готовятся заранее.

В сочельник пекут разные вкусности, стряпают, стараются наготовить на три дня, чтобы ходить в гости и принимать родственников, друзей и знакомых у себя.

Когда после службы все приходят домой, под елкой каждого ждет подарок. Счастливые, все садятся за стол и начинают разговляться. Готовится традиционный рождественский гусь, другая вкусная еда. А после этого устраивают хороводы вокруг ели с колядками, прославляют Христа, организовываются разные игры, конкурсы, спектакли, готовятся загадки.

- А вертеп строили?

- Конечно. Детям, кстати, очень увлекательно заниматься с родителями до Рождества одним общим делом. Вообще беда наша в том, что мы мало вместе трудимся. Общие усилия духовно объединяют родителей и их чад. Они начинают вместе клеить куполок, изображать Иосифа, Богородицу, пастухов, Богомладенца (детскую куклу-малютку) можно завернуть в зо­лотую парчу. Бывает, что приготовление к празднику не менее важны, чем сам праздник, оно настраивает душу на торжественный лад.

На Рождество все интересно: хороводы, загадки, ребусы, поздравления, хождения в гости во время святок. Это и есть Христославие. Приходим, например, к знакомым и спрашиваем: «Можно у вас Христа прославить?» Они уже ждут, в доме все готово, а потом приходят с ответным визитом к нам. И такое постоянное общение очень важно для детей.

- А они у вас за общим столом сидят или отдельно?

- Мы детей всегда сажали отдельно. Все-таки взрослый стол связан с употреблением спиртных напитков, неполезными детям разговорами. Им же больше нужно сладостей, лимонада, и они не могут долго сидеть, как мы. Ребятам требуется побегать, поиграть, сходить на прогулку, покататься с горки. Поэтому детский стол лучше устраивать отдельно. Малыши быстренько покушают, потом к елке пойдут, на улицу побегут, у них свои детские дела. Когда они выходят из-за стола, хорошо, чтобы кто-нибудь организовал небольшой концерт для взрослых. Дети любят выступать во время трапезы, тем более, если приготовить им призы. А потом все вместе мы начинаем водить хоровод с пением рождественских колядок. Здесь взрослые непременно ходят вперемешку с детьми. Ведь они - те же дети, только немного выросли. Такие игры в гостях духовно объединяют людей.

- Вот сейчас придумали «елки», возят детей куда-то на другой конец города. Иногда туда даже родителей не пускают Дети представлены сами себе. А в семье все вместе, и это правильней?

Главное - все делать сообща. Танцевать, петь, водить хороводы. И дети видят, что, оказывается, и взрослые от деда Мороза получают подарки, никто не обделен. Рождество называют семейным торжеством потому, что есть возможность вместе де­лать любые дела. Это и выходной день, и большой праздник, и в то же время можно очень много общих занятий найти для всей семьи. Ведь мы, бывает, так мало общего находим со своими детьми. А они запоминают на всю жизнь именно совместные заботы и радости. Ведь ничто так не сплачи­вает людей, как общие воспоминания.

- Сейчас в вашей семье такие празднования Рождества Христова продолжаются?

- Да. У нас традиции всегда соблюдаются полностью. А одну мы частично переняли от семьи Державиных, а частично дополнили новым содержанием. Так мы отмечаем детские дни Ангела и дни рождения, но первые по степени значимости выше вторых. Школу на этот случай мы разрешаем пропустить, берем ответственность на себя. После причастия, именников или новорожденных, когда все остальные дети приходят из школы, дома начинается праздник. Сначала служим мо­лебен. В день Ангела - своему небесному покровитедю, святому, чье имя носит ре­бенок, а в день рождения - благодарствен­ный, за то, что Господь сподобил родится на свет Божий. Затем, если это день Ан­гела - звучат поздравления, многолетия (первым слово произносит глава дома -отец), вручаются подарки от каждого чле­на семьи. А на день рождения преподно­сится только один общий подарок от всех. Эта традиция неукоснительно соблюдает­ся в течение десятилетий и уже все ее зна­ют. Но самое главное в эти дни, конечно, причастие в церкви, молебен. Затем зву­чит многолетие, начинается трапеза, игры, награждение победителей призами. Потом наши чада приглашают других детей, с ко­торыми дружат, все садимся за празднич­ный стол, но мы, взрослые, долго не за­сиживаемся, оставляем стол детям. А прежде, чем подавать чай, обычно у нас начинаются игры. Дети должны размяться, чтобы торт мог уместиться.

- А кто с детьми все это организовы­вает, взрослые или кто-то из них?

- Есть активные дети. У меня Ксюша, та­кая изобретательная, придумывает очень много интересных вещей. Сейчас она учит­ся на регентском отделении Самарской Православной Духовной Семинарии. Двое детей живут уже самостоятельно, но и те на Рождество постараются приехать. Сло­вом, традиции очень важны. Они могут на­полняться новым содержанием, которое не отменяет старое, а дополняет его с уче­том изменившихся условий жизни. Тради­ция - это стержень, на котором держится патриархальный уклад русской семьи. Она настолько важна, что ее утрата ведет к ду­ховному разрушению семьи, общества.

Все эти православные обычаи детям очень интересны. Например, на крестопок­лонную неделю моя супруга печет крес­ты, на 40 мучеников - жаворонков. Дети ждут постом эти произведения кулинар­ного искусства делают им глаза из изю­ма. Все, что было в семье моей супруги, или о чем мы где-то прочитали, стараем­ся внедрять в свою семейную жизнь. Надо вообще вытаскивать на свет Божий все бабушкины полезные советы, рецепты, рукоделия «преданья старины глубокой». Сейчас Россия этим может спастись.

- Вы так считаете?

- Вообще, в этом всегда было спасение. В чем заключалась мудрость людей про­шлых времен? Они всегда использовали опыт предков. Скажем, собирает князь бояр на совет. В государстве возникла какая-то проблема. Как ее решить? Бояре думают. Вот один из них встает и говорит, что сто лет назад, была подобная си­туация. И так, как ее решили, оказалось верным делом. Давайте также сделаем, с учетом небольших поправок. Чего тут ду­мать? Вот предки всем этим и жили.

Отчего, думаете, у нас семья распалась? Да оттого, что она перестала быть единой трудовой ячейкой. Исчезло поле деятель­ности для общего труда. Жена работает на заводе, муж где-то в другом месте, дети вообще не трудятся. Мусорное ведро вы­нести, посуду помыть и то не найдешь охотников. Поскольку потерялось единство трудовое, потерялось и духовное. Заме­чательный русский педагог Василий Зеньковский говорил, что как можно боль­ше времени нужно проводить в совместных делах с детьми. Например, развести костер, что-то на нем приготовить.

Если люди живут в частном доме, - нужно обязательно вместе что-нибудь строить, ремонтировать. И в городских много­этажках тоже можно найти занятие. В этих общих делах должны участвовать все, на­чиная от главы семьи и заканчивая самым маленьким ребенком. Дети чувствуют себя полноправными членами семьи только ког­да они что-то делают вместе с родителя­ми. Очень важна общая молитва. Можно установить череду. Например, сегодня чи­тает Петя, завтра Ваня. Для самых маленьких текст молитв можно сократить, ниче­го страшного в этом нет, но это позволит не лишать их единения с семейным кол­лективом. В нашем доме существует гра­фик дежурств по столовой, который не­укоснительно исполняется. И даже если матушка Иоанна ночью перемывала посу­ду после дежурства сына, это скрывалось, а работа шла своим чередом. Каждый по­лучил за выполнение своих обязанностей соответствующие оценки.

- Были ли какие-то поощрения?

- Обязательно. Раз в неделю, по воскре­сеньям, когда нет поста, у нас такая тра­диция, всем детям покупается мороженое. Воскресенье - особый день, и все знают, что каждому должна быть порция лаком­ства. Но если ребенок приносит двойки или проявляет непослушание, - он лишается сладкого. Это безобидное, но очень чув­ствительное наказание для детей. Для того, чтобы чего-то лишить, нужно сначала это ввести, чтобы лишенный поощрения ребе­нок мог почувствовать, что он ведет себя неправильно. И не надо жалеть, пусть при­выкает. Раньше детей выводили из-за сто­ла. И мне доводилось. Начинает капризни­чать, чего-то не ест. Все. Вставай, выходи. И он должен знать, что до ужина ничего не получит. Не страшно, если ребенок не по­ест, но его никто не будет ругать. А если малыш начинает кричать, то я отвожу его в дальнюю комнату (в ребенке характер зак­ладывается с малолетства) и говорю: «Кри­чи погромче, чтобы я мог слышать, что ты кричишь». И у него отпадает всякое жела­ние так себя вести. Дело в том, что нельзя идти у детей на поводу. Они сразу это очень хорошо чувствуют, улавливают буквально все, и тут же начинают эксплуатировать любую родительскую слабость со всем эгоизмом, в силу своего греховного естества. Поэтому очень важно оыть твердым и пос­ледовательным в поступках. Самое плохое, это наказывать детей сгоряча. Чаще всего этим грешат молодые родители.

- Надо ли детей вообще наказывать и как?

- Обязательно надо, об этом нам гово­рит Священное Писание. Мы знаем, что все взрослые люди сейчас с благодарно­стью вспоминают то, что их родители ког­да-то пороли. Если есть благодарность, значит, это было справедливо. Но и в на­казании нужно Богу подражать. Ведь Гос­подь вразумляет, одновременно показы­вая, что любой грех ведет к тяжелым по­следствиям и смерти. То есть Бог скорее не наказывает, а дает человеку возмож­ность выбора. Так и в семье наказание -это определенные рамки, в которые ре­бенок поставлен, чтобы у него воспитал­ся характер. Они не преследуют цели вос­питания жестокости. Тем более нельзя принимать решения второпях, когда еще не разобрался в чем дело, а уже гнева­ешься. Потому что гнев всегда несправед­лив. Телесных угнетений нужно стараться избегать. У нас в семье ставят в угол, ли­шают сладкого, прогулок и других детс­ких удовольствий. Это очень действенное наказание, если оно совершается после­довательно. Главное, чтобы ребенок по­нимал его неумолимость, тогда он не ста­нет.рисковать, лишний раз подумает.

Ему легче сориентироваться. И еще есть наказание - какое-то время в семье не раз­говаривать со своим чадом, в знак того, что не принимаем его поведения. И он бы­стро все поймет, когда окружающие за его проступок перестанут с ним в этот день общаться. У древних людей такая изоля­ция вызывала панику. Конечно, должна быть возможность искупления наказания. Скажем, лишний раз отдежурил, выполнил какие-то трудовые повинности. Ребенку, конечно, обидно, но ничего, сделает. Эти правила должны быть четко оговорены, и не являться для детей неожиданностью.

Очень важно с чадом постоянно беседо­вать как с равным, и я, не стесняясь, реко­мендую родителям спрашивать советы у де­тей на самом серьезном уровне. Говорить сыну: «А как бы ты поступил в сложившейся ситуации?» Чем чаще вы будете беседовать,советоваться с детьми о насущных пробле­мах, тем легче будет найти с ними общий язык в подростковом возрасте. Никто, за­метьте, не находит общего языка с 14-15-летними подростками, когда не было пол­ноценного серьезного общения в его дале­ком детстве. С ним не считались, просто сюсюкались, забавлялись. А тут он стал са­мостоятельным, чувствует себя взрослым, и уже протестует против такого отношения. А если его сразу воспринять как личность, то он безболезненно преодолеет переход­ный возраст. Можно устраивать семейные советы. Например, на тему экономии средств, когда не хватает денег. Важно выс­лушать мнение детей, их конкретные пред­ложения. Конечно, последнее слово будет за отцом, совет ничего не решает, только рекомендует. Но они должны знать, что име­ют право советовать. Хотя решение будут принимать только родители.

- А мать может отменить решение отца?

-Ни в коем случае. Это антипедагогично. Мама должна сказать: «Я могу Хода­тайствовать перед папой о помиловании». Я могу просить за тебя, если чувствую, что ты действительно исправляешься. Она может быть посредником, содействовать, чтобы отец сам отменил свое решение. Если мать сделает это, то произойдет нис­провержение главы семьи, нарушение всей иерархии, структуры «домашней церкви». Такой поступок антихристианский, антигуманный. Это разрушает все устои.

Но мать должна выступать в роли просителя перед отцом. Дети это очень хорошо чувствуют. Я даже сначала немножко обижал­ся. Они подходят к матери, а не напрямую'ко мне, и пользуются ее посредничеством. А по­том я понял, что они поступают по-христи­ански. Также мы обращаемся и к Божией Матери, чтобы она молила, предстательство­вала перед престолом Божиим, она имеет такую власть. Дети подходят к ней, а жена говорит потом мне, и я часто уступаю.

- Отец Николай, так что же такое тра­диция, сформулируйте, пожалуйста. Ведь это очень важно.

- Я так скажу: любая традиция - это обличенная в форму духовная сущность явлений. Например, в армии существуют традиция отдавать честь. Она пришла из древности. Раньше приподнимали шлем, тем самым по­казывая, что человеку доверяют, открыва­ют самое уязвимое место, обнажая голову. Это обозначает то же самое, что сейчас приподнимают шляпу. Поэтому и христиане приходят в храм с обнаженной головой. Как и римляне в приветствии вскидывают руку вперед, показывая, что она без копья, без меча. Это то же, что и доверительное руко­пожатие. Есть традиция отдавать поклон. Во свидетельство, что я не выше тебя, прекло­няюсь перед тобой. Но представьте ситуа­цию, что я прохожу мимо человека, с которым у меня очень хорошие отношения. И  я про себя размышляю: в душе я тебя уважаю, а внешне никак не выражу, и прохожу мимо, как бы не заметив. Он сразу подума­ет: что это случилось с моим знакомым? Так и люди иногда говорят, зачем эти тради­ции, я, мол, в душе все имею, зачем мне ходить в церковь? Но, извините, почему же вы тогда при встрече со знакомыми людь­ми киваете головой, улыбаетесь? Или, на­оборот, выражаете ему свое презрение, демонстративно отвернувшись и пройдя мимо, не замечая его. Все духовное облекается в какие-то конкретные жесты, действия, положения: улыбка, поклон, внешний вид. На официальный прием мы обязательно придем во фраке, а за грибами поедем в резиновых сапогах. Даже своей одеждой мы вы­ражаем внутреннее состояние.

- То есть, когда мы перестаем соблюдать традицию, ее духовное содержание тоже исчезает?

- Да. Дело в том, что мы тогда отрицаем природу человека, который является духовно-телесным существом. Традиции -есть образ воплотившегося Христа, то есть облечение наших духовных потребностей в определенные формы, которые таким об­разом доносят до нас это содержание.

Но традиции могут быть и плохие. От та­ких надо избавляться. Избирательное от­ношение к обычаям называется интеллигентным консерватизмом. По своей сути че­ловек тянется душой к традиции. Они очень важны. С их потерей теряется духовная связь между людьми. Она рассчитана не на одного человека, а существует как не­кий ритуал отношения к какой-то группе лю­дей, сообщества внутри поколения. Глав­ное назначение традиций, передача духов­ного содержания будущим поколениям. А как по-другому сообщить? Молча, мы свой опыт передать не можем. Поэтому необхо­димо использовать форму традиции, кото­рая сохраняет нас от всего наносного, не­верного и связывает прочными узами лю­дей внутри семьи и государства.

Беседовала Ольга Щербак.

"Народная газета" №23 6 января 2004г.

назад

Хостинг от uCoz