Иоанн Дамаскин
Историческая роман
Исторический роман протоиерея Николая Агафонова раскрывает перед нами живой образ великого писателя и замечательного поэта VIII века – Иоанна Дамаскина. Действие романа разворачивается на драматическом фоне жестокого противостояния двух империй: христианской и мусульманской. Министр мусульманского халифата – Иоанн Мансура – христианин, но ему приходится вступить в борьбу с христианским императором Византии Львом III Исавром, уклонившимся в иконоборческую ересь. Отец Николай живо и образно повествует о дворцовых интригах и государственных переворотах, о кровавых сражениях и горячей молитве, о преданной любви и лютой ненависти, о высокой святости и низкой подлости. Словом здесь есть все, что не оставляет человечество до сего дня. А самое главное, в романе ощущается дыхание Божьего чуда, которое автор, как и в других своих произведениях, не навязывает, а показывает с такой убедительностью, что не поверить в это очень трудно.
Слово автора.
Когда я учился Московской Духовной семинарии (1976), то с благословения тогдашнего ректора архиепископа Владимира (Сабодана), силами семинаристов была инсценирована замечательная поэма Алексея Константиновича Толстого «Иоанн Дамаскин». Я участвовал в этой инсценировке и на всю жизнь в мою душу запал необыкновенно притягательный образ преподобного Иоанна Дамаскина, созданного гением русского поэта. Знатный вельможа и монах-аскет, знаменитый писатель и поэт, ученый богослов и философ-полемист, он был поистине великим человеком не только своего века (VIII в.), но и всей христианской эпохи в целом. Его произведениями зачитывалась средневековая Европа. Его признавали своим учителем великие западные схоластики. Как это не покажется парадоксальным, но и в XXI веке Иоанна Дамаскина читают, поют и слушают, если не каждый день, то уж точно каждую неделю, миллионы людей, приходящих в православные храмы. Разделение на восемь гласов и составление Октоиха принадлежит Иоанну. Им написана Пасхальная служба, каноны на многие двунадесятые и великие праздники. Всего из-под его пера вышло более шестидесяти канонов. До сего дня в последний путь человека провожают под умилительное пение надгробных стихир, написанных Иоанном. Фундаментальный труд Иоанна Дамаскина «Точное изложение православной веры» стал эталоном догматических сочинений на многие века и до сих пор не утратил своего значения. Его три полемических трактата «Против порицающих святые иконы» являются самой блестящей апологией почитания икон. Десятки его проповедей на двунадесятые и великие праздники отличаются необыкновенной богословской глубиной. И еще многие другие произведения этого великого отца Церкви.
Короче говоря, написать книгу об Иоанне Дамаскине стало мечтой моей жизни. Можно было бы создать небольшую документальную повесть о Дамаскине, нечто вроде жития с научными комментариями. Но, честно говоря, это было бы не очень интересно ни мне, ни читателю. Хотелось показать образ моего любимого святого не иконно-житийный, где святой всегда свят от рождения, а живой художественный образ становящейся личности. Образ святого в художественной литературе, по моему глубокому убеждению, так же отличается от житийного образа в минеях-четьях, как живописное художественное полотно на церковную или библейскую тему, от канонической иконы на эту же тему. У каждого свое предназначение. Перед картиной не будешь молиться, но она, возможно, затронет такие струнки души, которые, в конечном счете могут привести человека к желанию молиться и он для этого найдет икону. Естественно, вводя житийный образ преподобного Иоанна в живую ткань исторических событий, я главную свою задачу видел в сохранении целостности идейного образа святости, как внутренней установки личности на идеал христианского совершенствования.
Интерпретация житийного образа святого в художественно-литературном произведении - дело не новое. Таких примеров тьма и в западной литературе и нашей, русской. Например, в серии исторических романов о государях Московских замечательного писателя Балашова удачно, с моей точки зрения, даны образы нескольких святых благоверных князей и двух величайших столпов святости - митрополита Московского Алексия и преподобного Сергия Радонежского.
Хотя я из глубокого уважения к истории свято придерживался хронологических ее рамок, но хочу предупредить, что это не учебник по истории Византии, а исторический роман. Что же касается определения сути исторического романа, то в моем твердом убеждении оно следующее: исторический роман - это история не только о том, что происходило в прошлом, и не только о том, что могло произойти, но, прежде всего о том, как эти события увидел сам автор.
Приношу свою глубокую признательность замечательной писательнице Юлии Николаевне Вознесенской за ее советы и добрые слова в поддержку моего скромного труда. Особая моя благодарность настоятельнице Богородично-Рождественской девичьей пустыни с. Барятино, Калужской области монахине Феофиле, в немалой степени способствовавшей успешному завершению моего скромного труда в самые короткие сроки.
С искренним уважением и любовью, протоиерей Николай Агафонов