Предисловие к книге "Мы очень другу другу нужны":
Читатель, полюбивший рассказы о. Николая Агафонова «Преодоление земного притяжения», имеет возможность снова встретиться со знакомым автором и его новыми героями. На этот раз это участники Великой Отечественной войны. Войны, которая охватила ураганом всех, не было пощады ни старому, ни малому. И хотя автор родился на десять лет позже военных событий, однако на скрижалях его генетической памяти оказались вытканными такие события и судьбы, что диву даешься, где берет начало этот источник столь остросюжетных повествований, историй, рождающихся одна из другой. О войне написано так много, что кажется и дополнить нечего после писателей-фронтовиков Ю. Бондарева, К. Симонова, В. Астафьева. Но для о. Николая сюжет - это повод (хотя и он занимательно развивается) к удивлению тому чуду, что происходит с душой христианской в экстремальных событиях войны, в испытании любовью. Кто-то из великих мыслителей сказал: «Мир покоится на парадоксах». Парадоксы рокового времени, неожиданные повороты, сложные коллизии поддерживают постоянное читательское внимание, просветляют душевное око.
Подросток, чтобы достать до станка, встает на ящик, засыпает от изнеможения. И этот ребенок-труженик просит мать принять в дом маленького беспризорника, у которого убили фашисты родителей. Царским путем идет мальчик и имя дает ему автор царское - Василий («По щучьему велению»).
Многие совершенно уверены, что люди православного сознания ведут скучную жизнь в постах и моленьях. Однако, читая рассказы о. Николая, они легко могут убедиться, что духовный человек живет значительно богаче, многограннее и многоцветнее. Герои, помыслившие о первопричине пребывания человека на земле, идут навстречу жизни, а не прячутся от нее. Это не простейшие благополучатели, а люди, способные на поступок, на волевое решение. Их поступки выходят за пределы тесного мирского кодекса, управляют мятежами своей природы. Голодные дети отпускают пойманную щуку, потому что задались вопросом: хочет ли она жить. А так как их дыхание чуть теплилось в истощенных телах, то и им было понятно, как дорога жизнь каждой твари («По щучьему велению»).
«Не смогла уйти русская медсестра от раненого немца. Перевязала ему рану и из своей фляжки напиться дала. Глядит на нее немец благодарным взглядом, рукой на небо показывает, мол, Бог все видит («Возмездие»). В одно мгновение открылась истина ефрейтору Трошкину: «Христос Воскресе!», да так с улыбкой и шагнул в вечность («Чаю воскресения мертвых»).
В рассказах нового сборника поражает антиномия сознания людей прошлого военного и современного мирного пространства. Казалось бы голод, постоянная угроза смерти, ужасы бомбежек, страшная гибель близких, а сердца людей горят любовью, готовностью помочь, разделить, пожертвовать: «Вот я, Господи!» Беда другого притупляла свою боль; страдания породнили всех. Молодая женщина, получив похоронку на мужа, заледенела сердцем, померк свет в очах ее. Но, описывая дальнейшие события рассказа «Мы очень друг другу нужны», автор как бы внушает читателю: «Надейся, ты и предположить не можешь, каким образом пошлет тебе Промыслитель утешение».
«Батюшка, пойдемте ко мне жить. У меня свободная комната. Я буду о Вас заботиться». И отец Всеволод, как многострадальный Иов, прошедший через приговор к расстрелу, Соловки, отречение сына, обретает радость отца в его возвращении. Лиза в заботе о немощном старце исцеляется от отчаяния.
Во мгле жестоких испытаний семья озарена лучом святости. По молитвам Святого Луки Войно-Ясенецкого состоялась желанная встреча на вокзале с отцом семейства («По щучьему велению»).
В атмосфере пресыщенности и безделья, отсутствия высоких идеалов материализуются силы Зла, в их фокусе появляется кот - слуга дьявола. Прием использования элементов мистики необходим автору не столько ради занимательности, сколько для вразумления. Нарушение пятой заповеди чревато разрывом связей с духовным опытом предков. Почитать, вероятно, означает уметь читать этот опыт, наследовать, беречь, спасаться в лоне традиций.
Колышутся тени сотрудников НКВД, тема репрессий пропущена нитью сквозь ткань рассказа «Разведчик». Но на войне убивали лишь тело, а в современном пространстве заявляет о себе со всем вражьим цинизмом «сотрудник пятого отдела», убивающий и тело и душу.
Рассказы о. Николая о непрерывной бране за человеческие души. Когда их читаешь или слушаешь, из самых глубин поднимается муть, и душа просит очищения и омовения в слезах, побуждается к действию.
Свой личный 50-летний юбилей о. Николай Агафонов встречает на таком творческом подъеме, что надеемся - встреча эта не последняя, на читательских полках появится собрание замечательных сочинений батюшки и писателя, богослова и художника.
Божей помощи Вам, о. Николай, на долгие творческие годы.
Старший преподаватель СИПКРО
Тамара Сливкина.