В СВЕТЕ
БОЖЕСТВЕННОЙ ИСТИНЫ ОБХОДИМО РАССМАТРИВАТЬ
ПРОЦЕСС
ЛИТЕРАТУРНОГО ТВОРЧЕСТВА И РУССКУЮ КУЛЬТУРУ
В литературно-художественном приложении к изданию «Путь к храму» №3 за 2002 год вышел сборник рассказов протоиерея Николая Агафонова под названием «Неприкаянное юродство простых историй». Рассказы отца Николая для читателя -необыкновенно ценное обретение. В них нет погони, страстей, расправы, мистического ужаса и всего того, чем пытается подкупить современная беллетристика. С рассказами не хочется расставаться. Их читает душа и не может насытиться, они обращены не во внешний мир, а в миро-
устройство личности читающего. Член Союза писателей России Александр Громов назвал взгляд писателя-пастыря взглядом "из алтаря". Сам отец Николай говорит: «Если бы меня спросили, почему я пишу художественные рассказы, я бы ответил: «Потому, что не могу не писать. Сколько себя помню - всегда что-нибудь писал и сочинял». Значит, не только авторская воля действует в творчестве. Поэтому и благословил сочинителя архиепископ Самарский и Сызранский Сергий. Главным героем рассказов отца Николая является совесть. В различных эмпирических проявлениях совесть - феномен чрезвычайно запуганный. Цицерон и Сенека говорили о совести как о внутреннем голосе, обвиняющем или оправдывающем наши поступки, философ Хрисипп (36 до н.э.) называл ее сознанием внутренней гармонии. В схоластической философии совесть понималась как закон разума, Кант идентифицировал ее с понятием долга, были и такие, которые видели смысл совести в самоутверждении, в способности сказать «да» самому себе.
И опять возникает проблема «как читаешь?». В словаре архимандрита Иоанна (Маслова) по творениям святителя Тихона Задонского совесть определяется как голос Божий, отвращающий от зла. С этим определением и вступим в художественный мир рассказов протоиерея Николая Агафонова. События и состояния, которые он описывает, всегда на грани видимого и невидимого. Реальность невидимого не лишает человека свободного выбора. Она может стать явной на мгновенье, но плотское удерживает в своем вязком плену.
«Удивительное дело, но именно эта вылетевшая у Михаила Романовича фраза «чудом остался жив» вмиг иссушила его раздражение. Негодование куда-то исчезло, и, махнув рукой, уже успокаиваясь, он сказал: "Иди к своим попам..." ("Победа над смертью").
К сожалению, медлительный ум не успевает фиксировать эти события, но в небольшом фрагменте текста заискрилось множество сигнальных слов: удивительное дело, чудом остался жив; вмиг иссушила раздражение: негодование куда-то исчезло.
В рассказе «Оборотень» Федька Чернокнижник пришел, чтобы украсть, «но прислушиваясь к пению, доносившемуся из трапезной... он подошел ближе и стал слушать, вспоминая, как в детстве ходил колядовать по соседям. Потом припомнил слова, которые он тогда пел. Взял да и постучался в дверь трапезной, сначала робко, а потом громче. Дверь распахнулась. Федька оскалил свой щербатый, беззубый рот в улыбке, хрипло прокричал: «Я пришел Христа прославлять, а вас с праздником поздравить!» И тут же, боясь, что его прогонят, торопливо запел: Рождество Христово. Ангел прилетел. Он летел по небу, людям песни пел: «Вы, люди, ликуйте, все ныне
торжествуйте, Днесь Христово Рождество!» Был вором, стал сотрапезником и другом. Такое чудо только Господу и под силу. В эпизоде «дверь» как художественная деталь обретает онтологическое значение. «Аз семь дверь». Через дверь входит в клеть сознания любовь Божия, свет истины прогоняет воровское, волчье, спасает овец своих.
«И, сконфузившись, хотел сразу убежать, но... его усадили за стол». В эпизоде слова «сконфузившись» (стало совестно) и «дверь» по значению своему встает рядом, вносит динамизм, человек преображается как бы неожиданно для себя, как по мановению невидимой силы. На первый взгляд, в рассказе отца Николая «Друзья» все просто, по закону жанра внимание читателя привлекается бытовой сценой: архиепископ Палладий читает, как можно догадаться, появившийся в журнале «Новый мир» роман Ч. Айтматова «Плаха». Но именно эта сцена вводит в хронотоп рассказа. Начало эпохи перемен, впереди обвал экономики, распад СССР, и вместе с тем изумленному взору атеистического общества киргизский писатель представляет героя-семинариста, хоть и исключенного из семинарии. Не случайно у архипастыря и возникают ассоциации с булгаковским романом. Из этих не совсем чистых источников массовый советский читатель получает сведения об ином мире, о бесплотных силах. Начало оттепели по отношению к Церкви, пробуждение интереса к вопросам религии. И будто бы все пространство событий наполняется покоем и безмятежностью. Но это не покой святости, а скорее покой пошлости: «любимое кресло», «приятного аппетита», «кушаю», «смех», «не тяни резину». Всуе обронена фраза «О преславное чудесе! Мелитоша дорогой, наконец-то ты вспомнил своего друга». А сретение и действительно состоялось. Друзей было трое, но по ходу развития действия читательское сердце начинает трепетать от осознания присутствия Начальника всего, Промыслителя всех благ. В рассказе все знаково! И как только приближение Его услышали друзья духовным слухом - ничего не сказано, кроме подряд встречающихся «вдруг», «вдруг» - как правило, этими словами в тексте отмечается судьбоносный поворот в жизни героев. Вдруг прерывается почти кокетливый светский разговор двух успешных, благополучных людей. Они как оы мгновенно обнажаются: слетает важность самолюбования, даже мудреные имена Палладий и Мелитон растаяли, словно облака, остались перед Господом слабые люди. Есть в рассказе пейзажная зарисовка, которая восхищает и героев, и читателя в состоянии покаяния, плача, омывающего душу. Труженица-совесть сфокусировала время всей жизни: от детства чуть-чуть не до последнего часа. «Вот, Миша, валидол, я его всегда с собой ношу, на, положи под язык». Митрополит молча лежал на сене, устремив взгляд, затуманенный слезой, в бездонное небо, по которому бежали редкие пушистые облачка. Он вдруг вспомнил, как в далеком детстве любил лежать на траве и наблюдать движение облаков, представляя, что на этих облаках живут ангелы и святые...»
Эпизод исповеди двух сановных священников невозможно читать без слез. И чудо состоит в том, что это слезы не столько от сочувствия героям рассказа, сколько от чувства своего собственного недостоинства. Настоящее искусство - это желание встречи, это тоска твари о Творце.
Рассказы протоиерея Николая Агафонова учат читать при свете Божественной Истины, напоминают о высоком назначении литературы. Образ Неба - художественная доминанта классического искусства. И сегодняшнему читателю в атмосфере тотальной роботизации рассказы нашего самарского писателя и батюшки как глоток родниковой воды, чистого воздуха, способного вернуть к жизни человека, находящегося в глубоком обмороке. Мы благодарим Вас и ждем новых рассказов, отец Николай, помогай Вам, Господи!
Тамара
Сливкина,
старший преподаватель
русского языка СИПКРО
Народная газета №3 февраль 2003г.