ЧЕЛОВЕК И ВЕЧНОСТЬ
РАЗМЫШЛЕНИЯ О РАССКАЗАХ НИКОЛАЯ АГАФОНОВА
Протоиерей Николай Агафонов служит в храме Воскресения города Самары, преподает в Самарской духовной семинарии, он - отец пятерых детей. Вкус к сочинительству почувствовал еще в школьные годы. Любимым писателем был и является Ф.М. Достоевский, которого по-настоящему смог прочитать во время службы в армии. Это чтение и показало ему путь к Богу. В современной жизни отца Николая Агафонова особенно волнует состояние образования. По его мнению, за бортом образовательной системы России осталось воспитание гражданина и патриота. Сознание молодого поколения направляется на обустройство внешнего материального благополучия с помощью технического прогресса. Школа и семья должны объединиться в стремлении вырастить человека культуры, которого волновали бы вопросы духовного плана: как я должен жить, в чем смысл жизни. Самарский читатель полюбил первые рассказы отца Николая: «Погиб при исполнении», «Красное крещение», «Попутчики» и другие. У меня в руках два еще неизданных рассказа, и читателю только предстоит встреча с ними: «Вика с Безымянки», «Безработный».
На первый взгляд может показаться, что рассказы о. Николая Агафонова - легкая пища: бытовые сцены, насущные проблемы, которые тревожат каждую современную семью, но именно эти проблемы потрясают основы жизни общества. Кто-то подумает, что современному читателю, утрачивающему навык вдумчивого чтения, может быть, и надо протертое и по ложечке. Однако отца Николая в недоверии к читателю не упрекнешь, он знает мир не из телевизионного ящика, перед ним открывается море людской скорби, отчаяние сердец, он описывает торжественные и радостные события в жизни человека, благословляет на подвиг и подвижничество, сокрытые от мира. Рассказы читаются легко, потому что все узнаваемо и сопереживаемо, и в то же время они будто испытывают: готов ли читатель за внешним, за пошлостью жизни разглядеть сокровенное, тайное, прекрасное и ужасное... Истории отца Николая хороши для семейного чтения: времени занимают не много, а думать и рассуждать заставляют постоянно, входят в душу и начинают трудиться, разгребать завалы душевных развалин. Работа эта не прекращается, пробуждает духовный голод, просит утоления в других рассказах и наконец в более серьезных источниках, чем художественная литература. Автор прекрасно изображает человека в вечном пространстве духовной борьбы, то беспомощного, безвольного, не умеющего найти путь к Источнику сил, то чудным образом обретающего животворящий свет и спасение. Для него все случайность, совпадение, неожиданность, неопределенность. С первых строк рассказа внимание читателя включается в события, и душа начинает сотрудничать.
«Выйдя из дверей барака, Вика опасливо оглянулась по сторонам...» («Вика с Безымянки»). Почти детективный зачин. В рассказе отражены события 50-х годов, а проблема обозначена современная: разрушение семьи.
Семья, не представляющая духовной целостности, подвержена испытаниям: отец пьет, не выдержав строгих семейных правил, уходит из семьи. В данной ситуации не родители опекают дочь, а дочь спасает родителя - пролетария, утратившего всякое духовное достояние, ничего не имеющего, «кроме своих цепей». Главное поле битвы -детское сердце. В него прокрался страх.
Конечно, этот страх нагоняют люди, сверстники, учителя, соседи. Но против страха восстала любовь к отцу, союзницей и источником сил явилась икона Пресвятой Богородицы «Взыскание погибших», нашелся и соратник, и не кто иной, а директор школы, участник битвы на Курской дуге. 13-летняя девочка вступает в борьбу за отца, за мир в семье, за веру православную.
В рассказе «Безработный» будто бы нечаянная встреча с профессором и его женой спасает жизнь безработному инженеру не только физическую, но и утопающую душу в тихой пристани храма Господня. Некоторые вопросы в рассказе поставлены напрямую, что называется «в лоб». Вероятно, пришло время этому вопросу: «Как может быть, что бесспорно и очевидно для одних, остается сокрытым для других?» Носители истинного знания были всегда, и в советские времена тоже. Их научное мировоззрение не приходило в противоречие с духовным. Не случайно замечание автора о том, что верующий физик был талантливым, а таланты по евангельской притче Богом раздаются.
В деле спасения многое определяет воля человека, сила его хотения. К этому благому хотению невидимым образом присоединяется Божественная сила. Евгений Николаевич Полетаев, утративший всякую надежду найти работу, поправить материальное положение семьи, в отчаянии готовый все проблемы утопить вместе с собой в реке, выслушал собеседника. Эту встречу он будет помнить, как чудо, и говорить: «Бог послал человека».
Интересно автор работает с именем героя, в нем иногда ключ к подтексту произведения. В рассказе «Безработный» имена спасаемого и спасающего имеют одинаковое значение: Евгений - благородный с греч., а Геннадий - благородный с лат. При внимательном чтении черты благородства (явное указание на Первообраз человека) прослеживаются в той и другой личности. В рассказе «Вика с Безымянки» отец и дочь имеют одинаковые имена: Вика и Виктор. Они испытывались, жертвовали и победили.
Следуя традициям классиков, мастеров малого жанра, отец Николай Агафонов удачно вводит в текст образ художественной доминанты (ведущий смысловой образ). Мотив темной, слепой воды в рассказе «Безработный» переполняется слезами, истерическими выкриками жены Полетаева. Стилистически неизвестность и безвыходность ситуации подчеркиваются множеством неопределенных местоимений и наречий: «почему-то вспомнились слова Гераклита «в одну и ту же реку нельзя ступить дважды»; «вода вдруг стала чем-то манящим и притягивающим». Метафизически присутствует сила, воздействующая невидимо, но неумолимо, что и выражено избранными глаголами: «взяла досада»; «стало казаться»; «как будто что-то навалилось». Человек повисает над бездной, он оказывается на грани, выраженной в тексте словом «чуть-чуть». Образ вечной реки вносит знак бивалентности (двойное значение) того, что происходит. Воды страшны, потоки мутны, холодны, нескончаемы... но «Глаз Господень на водах». «Из истории миротворения мы знаем, - говорит Василий Великий, - что есть вода превыше небес, также вода бездны... Кто же содержит воды сии и не попускает им, по естественному их стремлению, падать вниз? Кто, если не Господь, Который имеет власть над водами?» В его святой власти гибельные потоки обратились в источник, «текущий в живот вечный».
От всей души хочется пожелать читателям благодатной встречи с замечательными рассказами о. Николая Агафонова, самарского писателя и священника.
Тамара
Сливкина,
старший преподаватель
русского языка СИПКРО
Народная газета №16 сентябрь 2003г.