"Простые истории"
самарского
священника
Недавно самарский храм во имя Преподобного Сергия Радонежского выпустил в свет сборник рассказов настоятеля Свято-Георгиевского храма г. Самары протоиерея Николая Агафонова. Книга названа "Неприкаянное юродство простых историй".
Общее впечатление, оставшееся после прочтения сборника, - это ощущение душевного тепла, искренности, мягкого и доброго юмора, с которыми автор относится к своим героям, к жизни. Почти все его герои - служители Церкви, начиная от пономаря сельского храма и заканчивая Архиереем.
Как справедливо отмечает в предисловии к книге писатель Александр Громов, взгляд протоиерея Николая - это взгляд на окружающий мир (и, прежде всего, на церковную жизнь) "из Алтаря", как бы изнутри. При этом очень импонирует то, что автор не идеализирует своих героев, зачастую имеющих священный сан. Так, например, он не "лакирует" образ священника Феодора Миролюбова из рассказа "Погиб при исполнении". Потеря единственного сына стала для отца Феодора трагедией всей его жизни. Переживание этой трагедии подтолкнуло его к пагубной страсти винопития. Это, к сожалению, вполне реальное обстоятельство, о котором порой не принято в церковной среде говорить вслух. Автор показывает, что безудержному пьянству подвержено все село Бузихино. По сути, каждое радостное и горестное событие в жизни деревенского обывателя знаменуются тем, что он пьет горькую. И эта греховная страсть до того сильна в нашем обществе, что не каждый - даже и священник - может устоять против нее.
Но все же протоиерей Феодор Миролюбов остается хорошим пастырем, честно служит Богу и людям, и сельчане любят его. Свою смерть отец Феодор принял "за други своя". При отпевании усопшего в доме начался пожар. Священник помогал людям пробираться к выходу через узкие двери, а когда дверь уже была объята пламенем, успел вытолкнуть из окна мать покойного - Евдокию. Сам он выбраться из огня не успел. Его смерть стала настоящим горем для односельчан, которым батюшка успел стать за несколько лет родным и близким, которые шли к нему со всеми бедами и нуждами. Хочется верить вместе с автором, что, приняв мученическую смерть, отец Феодор удостоится большой милости от Господа и войдет в Царствие Небесное.
Герои рассказов протоиерея Николая Агафонова не проповедуют с амвона. О своей вере они говорят простыми словами, идущими от сердца и понятными каждому. И верность Христу некоторые из них подтверждают не только жизнью, но и смертью.
Рассказ-быль "Красное крещение", на мой взгляд, - наиболее значимое, ключевое произведение сборника, удавшееся автору и в художественном отношении. Этот рассказ по праву мог бы дать. название всему сборнику. События происходят на Крещение 1920 года в селе Покровка, где служит приходским священником отец Петр. В этот день речка Пряда "преобразилась в Иордан, протекающий за тысячи верст отсюда..." И в этот же день в село прибыл уполномоченный губкома по продразверстке в сопровождении конного отряда красноармейцев, чтобы отобрать у сельчан весь хлеб, не оставив им и малой доли на пропитание. Однако экспроприация хлеба была не единственной задачей уполномоченного Когана. Не менее важно для него было заставить священника Петра Трегубова публично отказаться от веры в Бога. И отец Петр, ища себе оправдания, жалея свою многодетную семью, малодушно отрекся перед односельчанами от Господа - в надежде, что, подобно Апостолу Петру, потом покается, и Милостивый Господь простит его. На такое же отречение отец Петр благословил 18-летнего пономаря Степана. Но всегда до этого пребывавший в послушании Степан на сей раз остался непоколебимым. Именно он становится истинным исповедником веры и готов принять нетленный мученический венец от Господа.
В душе отрекшегося священника остались опустошенность, безысходное отчаяние, молчаливое презрение близких. А красноармейцы опустили обнаженного Степана в ту самую прорубь у основания креста, вырубленного во льду, где еще утром совершалось Великое водоосвящение. Терпя издевательства, в последние часы своей земной жизни Степан просит Бога простить его мучителей, которые не ведают, что творят. Но и отец Петр не может равнодушно взирать на страдания Степана. Он тоже оказывается в ледяной воде проруби, и вооруженный красноармеец стреляет в спину Отца Петра. Вода в проруби становится красной от крови... А последние слова раскаявшегося в своем грехе священника: "Но яко разбойника помяни мя..." - дают нам надежду на то, что Господь простит отца Петра, как простил троекратно отрекшегося от Него Апостола.
Единственный рассказ сборника, герои которого - миряне, - называется "Победа над смертью". Пожилые супруги Анастасия Матвеевна и Михаил Романович живут разными интересами, у каждого свой смысл в жизни: Анастасия Матвеевна - постоянная прихожанка храма, бывший фронтовик Михаил Романович - атеист. Но после первых исповеди и Причастия вовремя тяжелой болезни Михаил Романович уверовал в Бога, стал ходить в храм, обрел новый смысл жизни. Он успел повенчаться со смертельно больной женой, много лет мечтавшей о том, чтобы их брак был благословлен Церковью. И в этот же день оба супруга умерли, едва ли не в один час. "Когда вечером Игорь с женой приехали к родителям, то долго не могли дозвониться, так и открыли дверь своим ключом. Прошли в спальню и увидели, что мать с отцом лежат на кровати рядом, взявшись за руки, он в своем парадном мундире, а она в нарядном платье, в котором сегодня венчалась. ...Казалось, они уснули, вот проснутся и так же, взявшись за руки, пойдут вместе к своей мечте, которая ныне стала для них реальностью". В этом рассказе прослеживается аналогия с житием святых благоверных Петра и Февронии, молившихся Богу об их одновременной кончине. Но то, что было логичным и естественным для святых благоверных князя Петра и княгини Февронии, выглядит несколько искусственным по отношению к предшествующему сюжету рассказа "Победа над смертью". И если его финал основан не на реальном факте, а на художественном вымысле, то, думается, рассказ в определенной степени противоречит принципу отображения правды жизни, которому следует автор.
Особого доброго слова заслуживают "Непридуманные истории" протоиерея Николая, составляющие вторую часть сборника. Замечательными теплыми красками написаны им "Штрихи к портрету Архиепископа Пимена". Как маленькое откровение предстает "Чудо в степи".
"Неприкаянное юродство простых историй" - первая книга протоиерея Николая Агафонова. С уверенностью можно сказать, что "литературное крещение" автора состоялось. Его книга интересна и нужна Православному читателю, а литературное дарование священника Николая Агафонова неоспоримо. Верится, что это не последний его сборник и не последний творческий успех.
Татьяна ТРУБИНА
газета "Благовест" №3 февраль 2003г.