"Простые истории"
самарского священника

Недавно самарский храм во имя Преподобного Сергия Радонежско­го выпустил в свет сборник рас­сказов настоятеля Свято-Георгиевского храма г. Самары протоие­рея Николая Агафонова. Книга названа "Неприкаянное юродство простых историй".

Общее впечатление, оставшееся после прочтения сборника, - это ощущение душевного тепла, ис­кренности, мягкого и доброго юмо­ра, с которыми автор относится к своим героям, к жизни. Почти все его герои - служители Церкви, на­чиная от пономаря сельского хра­ма и заканчивая Архиереем.

Как справедливо отмечает в пре­дисловии к книге писатель Алек­сандр Громов, взгляд протоиерея Николая - это взгляд на окружающий мир (и, прежде всего, на церковную жизнь) "из Алтаря", как бы изнутри. При этом очень импонирует то, что автор не идеализирует своих героев, зачастую имеющих священный сан. Так, например, он не "лакирует" образ священника Феодора Миролюбова из рассказа "Погиб при исполнении". Потеря единственного сына стала для отца Феодора трагедией всей его жиз­ни. Переживание этой трагедии подтолкнуло его к пагубной страс­ти винопития. Это, к сожалению, вполне реальное обстоятельство, о котором порой не принято в цер­ковной среде говорить вслух. Автор показывает, что безудержному пьянству подвержено все село Бузихино. По сути, каждое радос­тное и горестное событие в жизни деревенского обывателя знамену­ются тем, что он пьет горькую. И эта греховная страсть до того сильна в нашем обществе, что не каж­дый - даже и священник - может устоять против нее.

Но все же протоиерей Феодор Миролюбов остается хорошим па­стырем, честно служит Богу и лю­дям, и сельчане любят его. Свою смерть отец Феодор принял "за други своя". При отпевании усоп­шего в доме начался пожар. Свя­щенник помогал людям пробирать­ся к выходу через узкие двери, а когда дверь уже была объята пла­менем, успел вытолкнуть из окна мать покойного - Евдокию. Сам он выбраться из огня не успел. Его смерть стала настоящим горем для односельчан, которым батюшка ус­пел стать за несколько лет родным и близким, которые шли к нему со все­ми бедами и нуждами. Хочется ве­рить вместе с автором, что, приняв мученическую смерть, отец Феодор удостоится большой милости от Гос­пода и войдет в Царствие Небесное.

Герои рассказов протоиерея Ни­колая Агафонова не проповедуют с амвона. О своей вере они говорят простыми словами, идущими от сердца и понятными каждому. И верность Христу некоторые из них подтверждают не только жизнью, но и смертью.

Рассказ-быль "Красное креще­ние", на мой взгляд, - наиболее зна­чимое, ключевое произведение сборника, удавшееся автору и в ху­дожественном отношении. Этот рассказ по праву мог бы дать. на­звание всему сборнику. События происходят на Крещение 1920 года в селе Покровка, где служит при­ходским священником отец Петр. В этот день речка Пряда "преобра­зилась в Иордан, протекающий за тысячи верст отсюда..." И в этот же день в село прибыл уполномочен­ный губкома по продразверстке в сопровождении конного отряда красноармейцев, чтобы отобрать у сельчан весь хлеб, не оставив им и малой доли на пропитание. Однако экспроприация хлеба была не единственной задачей уполномо­ченного Когана. Не менее важно для него было заставить священ­ника Петра Трегубова публично отказаться от веры в Бога. И отец Петр, ища себе оправдания, жалея свою многодетную семью, мало­душно отрекся перед односельчанами от Господа - в надежде, что, подобно Апостолу Петру, потом покается, и Милостивый Господь простит его. На такое же отрече­ние отец Петр благословил 18-лет­него пономаря Степана. Но всегда до этого пребывавший в послуша­нии Степан на сей раз остался не­поколебимым. Именно он становит­ся истинным исповедником веры и готов принять нетленный мучени­ческий венец от Господа.

В душе отрекшегося священни­ка остались опустошенность, бе­зысходное отчаяние, молчаливое презрение близких. А красноар­мейцы опустили обнаженного Сте­пана в ту самую прорубь у основа­ния креста, вырубленного во льду, где еще утром совершалось Вели­кое водоосвящение. Терпя издева­тельства, в последние часы своей земной жизни Степан просит Бога простить его мучителей, которые не ведают, что творят. Но и отец Петр не может равнодушно взи­рать на страдания Степана. Он тоже оказывается в ледяной воде проруби, и вооруженный красно­армеец стреляет в спину Отца Пет­ра. Вода в проруби становится красной от крови... А последние слова раскаявшегося в своем грехе священника: "Но яко разбойника помяни мя..." - дают нам надежду на то, что Господь простит отца Петра, как простил троекратно от­рекшегося от Него Апостола.

Единственный рассказ сборника, герои которого - миряне, - называ­ется "Победа над смертью". Пожи­лые супруги Анастасия Матвеев­на и Михаил Романович живут раз­ными интересами, у каждого свой смысл в жизни: Анастасия Матве­евна - постоянная прихожанка хра­ма, бывший фронтовик Михаил Романович - атеист. Но после пер­вых исповеди и Причастия вовре­мя тяжелой болезни Михаил Ро­манович уверовал в Бога, стал хо­дить в храм, обрел новый смысл жизни. Он успел повенчаться со смертельно больной женой, много лет мечтавшей о том, чтобы их брак был благословлен Церковью. И в этот же день оба супруга умерли, едва ли не в один час. "Когда вече­ром Игорь с женой приехали к ро­дителям, то долго не могли дозво­ниться, так и открыли дверь своим ключом. Прошли в спальню и уви­дели, что мать с отцом лежат на кровати рядом, взявшись за руки, он в своем парадном мундире, а она в нарядном платье, в котором се­годня венчалась. ...Казалось, они уснули, вот проснутся и так же, взявшись за руки, пойдут вместе к своей мечте, которая ныне стала для них реальностью". В этом рассказе прослеживается аналогия с житием святых бла­говерных Петра и Февронии, мо­лившихся Богу об их одновремен­ной кончине. Но то, что было логич­ным и естественным для святых благоверных князя Петра и княги­ни Февронии, выглядит несколько искусственным по отношению к предшествующему сюжету расска­за "Победа над смертью". И если его финал основан не на реальном факте, а на художественном вы­мысле, то, думается, рассказ в оп­ределенной степени противоречит принципу отображения правды жизни, которому следует автор.

Особого доброго слова заслужи­вают "Непридуманные истории" протоиерея Николая, составляю­щие вторую часть сборника. Заме­чательными теплыми красками написаны им "Штрихи к портрету Архиепископа Пимена". Как ма­ленькое откровение предстает "Чудо в степи".

"Неприкаянное юродство про­стых историй" - первая книга про­тоиерея Николая Агафонова. С уверенностью можно сказать, что "литературное крещение" автора состоялось. Его книга интересна и нужна Православному читателю, а литературное дарование священ­ника Николая Агафонова неоспо­римо. Верится, что это не после­дний   его сборник и не последний творческий успех.

 

Татьяна ТРУБИНА

газета "Благовест" №3 февраль 2003г. 

 

назад

Хостинг от uCoz