Чем же может заинтересовать читателей проза протоиерея Николая Агафонова? В первую очередь, своей чистотой и искренностью. Читая его рассказы, невольно ловишь себя на ощутцении, что тебя не поучает умудренный творческим опытом литератор, а, напротив, ведет добрую и непринуждённую беседу искренне заинтересованный в общении с тобой человек, пастырь. И нет в его речи словесных изысков, мудрено выстроенных фраз, не очень понятного сюжетного подтекста. Все в рассказах близко читателю и потому очень непосредственно им воспринимается. Что же касается до мудрости - не придуманной гордым человеческим умом, а естественно-природной, той, что от Бога, -то ее в произведениях отца Николая Агафонова в достатке. Но так как идет она от сердца, от духа пишущего, то и читателем воспринимается тоже сердцем и духом. И не возникает тут никакого препятствия, никакой преграды для восприятия. Ибо в духе том мы едины, а это самый краткий путь от пишущего до читающего.
Чтобы не быть голословным, приведу такой отрывок из рассказа "Юродивый Гришка": "Вечером мы все пошли на всенощное бдение в честь праздника Казанской иконы Божией Матери. Я помогал матушке петь на клиросе, а Гришка стоял недалеко от выхода в храм по стойке "смирно", лишь изредка осеняя себя крестным знамением (...). Когда после службы пришли домой. Гришка сел вместе с нами за стол, чему были немало удивлены и обрадованы отец Михаил с матушкой. Правда, ничего он есть не стал, кроме просфорки и водички из источника. Гришка сидел за столом, радостно глядел на нас и улыбался:
- А у меня сегодня день рождения, - вдруг неожиданно заявил он. Отец Михаил с матушкой растерянно переглянулись.
- У тебя же день рождения в январе, - робко заметил о.Михаил.
- Ну да, - согласился Гришка, - появился на свет я в январе, а сегодня у меня будет настоящее день рождения (...). Ну, я пойду полежу перед дальней дорогой.
- Куда же ты Гриша уходишь? - спросил о.Михаил.
- Эх, Мишка, хороший ты человек, да уж больно любопытный. Ничего я тебе не ска^у, сам скоро узнаешь, куда я ушел (...).
- Ну, что ж, иди, Гриша, куда хочешь, только возвращайся, мы тебя ждать будем.
- Я тоже буду вас ждать, - сказал Гришка и ушел к себе на чердак.
(...) Но когда Гришка не пришел на следующий день. о. Михаил забеспокоился и решил проведать Григория. С чердака он спустился весь бледный и взволнованный:
- Ушел Гришка от нас навсегда, - сказал он упавшим голосом. (
- С чего ты решил, что он навсегда ушел? - вопросила матушка. - Он, что, записку оставил?
- Нет, матушка, он здесь свое тело оставил, а душа ушла в вечные селения.
Гроб с его телом (в котором Гришка всегда спал -B.C.) мы спустили с чердака и перенесли в храм".
Я привел этот большой отрывок для того, чтобы показать, как можно просто и естественно, с верой в сердце писать о великих, непостижимых для человеческого разума таинствах. Но, прочитав рассказ, нет во мне сомнения, что этого не может быть, что все в жизни не совсем так. Именно так! Все у Господа нашего по вере нашей приготовлено и отмерено. Потому и велика радость, данная нам от Бога, - осознание себя православными верующими.
Нет смысла пересказывать содержание рассказов книги. Всего их тридцать два и каждый, будь то истории, случившиеся в страшные годы Богоборческого становления Советской власти ("Красное крещение", "На реках Вавилонских") или в сегодняшние дни возрождения монастырской жизни ("Отшельник поневоле"), шутливая история, произошедшая с архиерейским протодиаконом Василием Шаховым ("Внук Шаляпина"), или сегодняшний приход человека в храм, к вере ("Победа над смертью") - все они в первую очередь повествуют о нашей жизни в Боге и касаются всякого неравнодушного сердца.
дает нам повода к сомнению.
Валерий Сдобняков - главный редактор журнала "Вертикаль"
Журнал "Вертикаль", Н. Новгород, выпуск 12-13, 2005г.