Пятница, 22.11.2024
Мой сайт
Меню сайта
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Форма входа
Главная » Гостевая книга [ Добавить запись ]

Страницы: « 1 2 ... 11 12 13 14 15 16 17 »
Показано 181-195 из 241 сообщений
61. Олег   (15.04.2008 17:05)
0  
Уважаемый отец Николай!
Пробую писать православную прозу и очень нуждаюсь в Вашем совете (и критике). Понимаю Вашу крайнюю занятость, но тем не менее рискую обратиться с просьбой посмотреть что-нибудь из моих опытов. Можно это осуществить?
С уважением, Олег.

60. Анатолий Половинкин   (13.04.2008 13:10)
0  
Здравствуйте, отец Николай.
Как вы относитесь к тому, что в Псково-Печерской Лавре был захоронен криминальный авторитет Николай Гавриленко? И что же вообще будет твориться, если за деньги Церковь будет и в Лаврах преступников хоронить, и орденами их награждать? Какое у народа сложится мнение о Православной Церкви, если люди будут видеть подобное. Уже и сейчас большинство людей считает, что за деньги можно от любого греха откупиться, что вовсе не обязательно жить праведной жизнью, а достаточно иметь деньги.
С уважением, Анатолий.
Ответ: Дорогой Анатолий!
Я почему-то уверен, что Вам и без моих объяснений понятно, как я отношусь к любому греховному явлению нашей жизни. Но в панику не впадаю и Вас хочу успокоить: у большинства нашего народа мнение о Православной Церкви положительное. Не будьте мелочны. Не проявляйте излишней заботы о "народе", который состоит из нас с Вами. Лучше подумайте о вашем собственном мнении и о том, как по Вас будут судить о Православной вере. Это гораздо важнее всех скандальных эпизодов нашего человеческого несовершенства. Вообще я Вам буду весьма признателен, если Вы перестанете меня тащить на баррикады и спрашивать о том, что Вам и так ясно без моего мнения.
С уважением прот.Н.Агафонов

59. Анатолий Половинкин   (30.03.2008 12:50)
0  
Здравствуйте, отец Николай.
Большое спасибо вам за разъяснение ИНН.
Скажите, как вы лично относитесь к личности Григория Распутина? И как вообще православная церковь относится к нему? Слишком много противоречивой информации существует по этому поводу, и я слышал, что даже появилось "Житие" Григория Распутина. И где, в каком источнике можно найти правдивую информацию об этой исторической личности?
С уважением, Анатолий.
Ответ: Здравствуй Анатолий!
Изучением этого вопроса я не занимался, а потоме не берусь высказывать какие-либо суждения.
С уважением прот.Н.Агафонов

58. Иерей Игорь Блинов   (17.03.2008 17:05)
0  
Дорогой о.Николай,спаси Вас Христос за Ваши труды, которые мы с удовольствием читаем и распространяем в Германии. Не знаете ли о местонахождении мощей св. Иоанна Дамаскина, ничего об этом не слышали.
Читали, что снимается фильм по Вашему роману, с нетерпением ждём его выхода.
семья Блиновых
Ответ: Дорогой отец Игорь!
СЕрдечная вам благодарность за распостранение моих книг. Недавно был в Лавре Саввы Освященного и там лежат его мощи, которые были в свое время увезены католиками в Рим, а недавно возвращены. Я спросил монахов о мощах преп. Иоанна Дамаскина. Мне сказали что его еще в древности раздали частицами по церквям. Но я еще слышал что мощи Иоанна Дамаскина (может быть большая их часть) находится в Венеции. Но точно не знаю.
Фильм по моему роману еще не снимается. Пока пишу сценарии для полнометражных фильмов по моим рассказам. Уже есть режиссеры готовые снимать их, но дело это сложное и связанно с трудностями по финансированию.
Всегда ваш прот.Н.Агафонов

57. Александр   (16.03.2008 22:04)
0  
Доброго времени суток, отец Николай!
Мы, группа православных россиян начинаем благотворительную деятельность по подготовке и написанию Российского Образа Покрова Пресвятой Богородицы. Целью данной акции является создание условий для проведения соборной молитвы о духовной защите России и её народа от внешних и внутренних врагов.
Приглашаем Вас и всех православных христиан принять участие в создании фонда, написании иконы и других программах во Славу Божью.

Да поможет нам Бог!

р.б. Александр Пастухов
Председатель Оргкомитета
Благотворительного фонда "Покров Пресвятой Богородицы. Русь Православная".

www.fondpokrova.msk.ru
(495) 764-67-73
Россия, Москва
Ответ: Бог в помощь вам братья в делах веры. Хотя мне не совсем понятно почему для написания образа "Покрова Пресвятой Богородицы" нужно создавать фонд. Кругом на просторах Руси пишут иконы и без всяких фондов.
С уважением прот.Н.А.

56. Анатолий Половинкин   (16.03.2008 12:39)
0  
Здравствуйте, отец Николай.
Скажите, пожалуйста, как вы относитесь к проблеме ИНН? Можно ли христианину добровольно принимать его? Ведь ИНН содержит в себе три шестерки. А священном писании говорится, что принявший число зверя будет ввергнут в геенну огненную. Конечно, сейчас еще не воцарился на земле антихрист, но что если ИНН – это подготовка к принятию печати антихриста? Что, если нас готовят к этому заранее, чтобы мы не боялись ни трех шестерок, ни самой печати, и когда придет время настоящей печати антихриста, с готовностью принимали ее.
С уважением, Анатолий.
Ответ: Здравствуйте Анатолий!
То что ИНН и прочие технические подспорья надвигающейся неотвратимо глобализации является подготовкой к пришествию антихриста я не сомневаюсь. Но это тот ход истории который предсказан в Священном Писании и изменить его никто на земле не в силах. Греховный мир движется к своему концу - гибелен в апокалиптическом огне. Но ИНН вовсе не антихристова печать и сколько бы она не содержала в себе шестерок, они не имеют никакого отношения к имени зверя указанного в Апокалипсисе. Когда Иоанн Богослов писал книгу Откровения он понятия не имел о цифрах которые изобретут арабы более десяти веков спустя. Греческий язык, как и славянский имеет только буквенное обозначение числите6ильных. Потому шестьсот было в Апокалипсисе обозначено одной буквой, шестьдесят другой, а шесть также отличалась от двух предыдущих числительных, как и они между собой. При этом Анатолий не надо забывать, что печать антихристова будет даваться не насильно, не как наказание, а как поощрение верным (то есть поклонившимся антихристу), потому что эта печать даст им возможность продавать и покупать. Те же кто наоборот окажутся верными Христу будут лишены этой печати для "вразумления" ( вдруг поголодав переменятся и захотят поклонится антихристу). Так что если человек окажется стойким в вере, то он никогда не получит печать. Ставить же ее обманом, для антихриста нет никакого смысла. Она и верным Христу не навредит (ибо сказано в Св. Писании: "Аще и что смертное испиют не вредит им") и антихристу никакой пользы не принесет. для антихриста важно наше сознательное отклонение от Церкви, все другое никакой цены для него не имеет. ИНН служит лишь техническим средством для удобного учета и тотального контроля за уплатой налогов. В уплате налогов ничего греховного нет, наоборот уклонение от налогов является грехом. Потому что мы живем не в анархическом обществе, а в государстве. А государству для своего содержания и нашей защиты налоги необходимы. Но, во времена антихриста печать позволяющая покупать и торговать будет действовать в тех же технических параметрах, что и ИНН со всей компьютерной техникой, наверняка еще более совершенной. Трех шестерок не надо бояться, так же как не надо бояться 666 страницы Библии. Потому что они просто цифры. Христианин должен бояться только одного - слабости своей веры, малодушия. А потому в оставшееся время необходимо готовится, т.е. закалять свою душу в верности Богу и Святой Православной Церкви и тогда нам никакие шестерки, и не какие печати не страшны. Ведь дело не в готовности принять печать антихриста, а в готовности отречься от Христа и Его Церкви. Печать лишь следствие отречения, а не причина. Нет причины, нет и следствия. Дерзай чадо, с нами Бог.
Твой прот. Н.А.

55. Юлия Бутурлина   (14.03.2008 17:04)
0  
Благословите Батюшка!
Открыла для себя Ваши замечательные рассказы.
Очень трогательные и такие добрые.
Перечитываю и плачу, и сама не знаю почему.
Просто на душе становится очень тепло.
Спаси Вас Господи за Ваш труд. Такие книги очень нужны. Особенно нам, новоначальным.
Бог в помощь и радуйте нас своим творчеством!
с теплом и уважением
Юля
Ответ: Дорогая Юлия!
Сердечное спасибо за ваш теплый отзыв о моих рассказах. Сейчас в Питерском издательстве вышел сборник где помещены все написанные мною рассказы и сказки ранее издаваемые по разным сборникам. Книга называется "Непридуманные истории". ЕЕ можно приобрести в Сретенском монастыре.
Всегда Ваш прот. Н.Агафонов

54. ТАТЬЯНА   (11.03.2008 19:48)
0  
Приветствую вас Отец Николай! Меня зовут Татьна Трубачева из Москвы! Была счастлива видеть Вас в жизни и слушать Вас и воспользоваться Вашими советами ...Спасибо!
Ответ: здравствуй Татьяна!
Рад твоему сообщению. Послал письмо на личку с моим телефоном.
прот.Н.А.

53. Анатолий Половинкин   (24.02.2008 12:52)
0  
Здравствуйте, отец Николай.
Большое спасибо вам за ваш совет, обязательно им воспользуюсь в ближайшее время.
Я хотел бы задать вам еще вопрос. В последнее время появилось множество разговоров о пресловутом «евангелии от Иуды». Я, конечно, понимаю, что все это очередная провокация, но многие люди всерьез в это верят. Один мой знакомый задал мне вопрос: «Почему не могло все происходить так, как написано в этом «евангелии?» Он утверждает, что все апостолы писали Евангелия, просто церковь отобрала лишь те, которые соответствуют их мировоззрению. Кстати, этот же вопрос я затрагиваю в своем новом романе, над которым сейчас работаю.
Как можно логически и достоверно разбить этот миф, чтобы у людей уже не возникало сомнения в том, что «евангелие от Иуды» является фальшивкой и провокацией?
Заранее благодарю.
С уважением, Анатолий.
Ответ: Здравствуй Анатолий!
Мой ответ короткий: истинные Евангелия только те которые признала Церковь. И мне совершенно не важно кто был их автор. Если бы сейчас убедительно доказали, что "Диалоги" не принадлежат Платону, а автор у них другой, или например "Гамлета" написал не Шекспир, то эти произведения ни сколько не потеряют в моих глазах своей непреходящей ценности великих философских или литературных трудов. Что уж говорить о Священном Писании, истинна которого не зависит не от каких коньюктур человеческих. Конкретно о Евангелии Иуды я размещу ответ другого православного автора:
Вопрос:

Что Вы думаете об открытии «Евангелия от Иуды»?

Елена


--------------------------------------------------------------------------------
Отвечает иеромонах Иов (Гумеров):


В начале 1970-х годов в районе египетского города Эль-Минья был найден кодекс, состоящий 62 переплетенных в кожу папирусных листов. Среди них был текст, который был на днях опубликован. В 1983 году два торговца манускриптами (грек и египтянин) предложили кодекс Южному методическому центру. В Женеву, где должна была произойти сделка, прибыли специалист коптолог С. Эммель и немецкий специалист по папирусам Л. Кенен. Встреча проходила конспиративно. Двум ученым было разрешено в течение получаса, не фотографируя, ознакомиться с рукописями. Они были настолько ветхими, что С. Эммель не решался их даже переворачивать, а только приподнимал. Продавцы затребовали за четыре манускрипта, упакованные в три коробки из-под обуви, три миллиона долларов. Это было совершенно недоступно для университетского бюджета. В 1990 году манускрипт, который в это время хранился в банковском сейфе в Нью-Йорке, был предложен специалисту по папирусам директору Калифорнийского института античности и христианства Дж. Робинсону. Сделка вновь не состоялась. В 2000 году рукопись выкупила Фрида Нуссбергер-Чакос за 300 тыс. долларов. По ее имени был назван настоящий папирус Кодексом Чакоса. В 2001 году рукопись была приобретена частным швейцарским фондом Maecenas (Меценат). В июле 2005 года стало известно, что ведется работа по реставрации и переводу текста. Возглавил научную работу Родольф Кассер, бывший профессор в Университете Женевы, одним из ведущих исследователей коптской культуры. Со временем папирус вернется в Египет и будет храниться в Коптском музее в Каире. Так называемое Евангелие от Иуды написано на саидском диалекте коптского языка. Слово копт (от араб. кипт) произошло от слова Египет. Благодаря различным видам анализа эксперты определили возраст манускрипта – примерно 220-340 годы по Р.Х. Коптский текст, по-видимому, представляет собой перевод с греческого языка. Время написания – II век. Сообщение о предстоящей публикации так называемого Евангелия от Иуды (ЕИ) вызвало в СМИ много шума, который нарастал по мере приближения дня публикации. Мир оказался, как бы загипнотизированным. В СМИ было много легковесных и сенсационных утверждений и «прогнозов», что этот текст «может привести к реабилитации Иуды», «будут поколеблены устои Церкви», «будет нанесен удар по христианской доктрине» и много подобного этому. Публикация показала, что история культуры пополнилась еще одним апокрифом на новозаветную тему, которых сейчас уже более 50-ти. В истории религиозно-философских идей появился еще один древний источник, полнее характеризующий одно из направлений гностицизма. Если вспомнить сенсационные заявления и возбуждение, которое было в связи с ЕИ, то можно определенно сказать словами Горация: Parturiunt montes, nascetur ridiculus mus (рожают горы, а родится смешная мышь).

Для христиан все это время не было периодом тревожного ожидания. С большой степенью вероятности можно было предположить, что речь идет о гностическом тексте, о котором писал еще св. мученик Ириней, епископ Лиона (+ 202 г.) в творении «Пять книг обличения и опровержения лжеименного знания». В первой книге он подробно говорит о гностических ересях: Другие опять говорят, что Каин происходит от высшей силы, и Исава, Корея, Содомлян и всех таковых же признают своими родственниками, и поэтому они были гонимы Творцом, но ни один из них не потерпел вреда, ибо Премудрость взяла от них назад к себе самой свою собственность. И это, учат они, хорошо знал предатель Иуда, и так как он только знал истину, то и совершил тайну предания, и чрез него, говорят они, разрешено все земное и небесное. Они также выдают вымышленную историю такого рода, называя Евангелием Иуды (1:31.1). Св. Ириней в данном месте характеризует одну из самых крайних сект сиро-халдейского гностицизма – секту, известную у святых отцов под названием каиниты. Как и у представителей других гностических сект, у каинитов учение представляло собой соединение языческих верований и с элементами христианства. Общими для всех гностиков являются идеи дуализма, докетизма и трихотомии. Они утверждали, что тело Иисуса Христа было призрачным, кажущимся (dokeo – греч. казаться). Это утверждение есть прямое следствие их воззрения на материю как на зло. По их учению, пневматическому существу, каким был Христос, нельзя было стать в непосредственную близость к злой материи (сиро-халдейские гностики даже представляли материю в виде живого злого существа). Земную жизнь Христа гностики толкуют с точки зрения своего учения: 30 лет земной жизни Христа ставятся в связь с 30-ю идеями тридцати эонов. Словом эоны гностики называли посредствующие существа между Божеством и человеком. Это одно из существенных понятий их теософии. Каиниты выделялись резко отрицательным отношением к священной ветхозаветной истории. Они не только оценивали положительно отрицательных лиц библейской истории, но и пытались возвысить их, начиная от Каина вплоть до развращенных жителей города Содома. Тертуллиан писал о них: Они славили Каина за ту силу, которая заключена в нем. Напротив, Авель был произведен низшей силой. Те, кто утверждал это, славили также и Иуду-предателя, поскольку он принес многие блага человеческой расе... «Иуда, – говорят они, – заметив, что Христос собирался отказаться от истины, предал его, чтобы истина не была низвергнута». Другие возражают, говоря: «Поскольку силы этого мира не желали, чтобы Христос страдал, чтобы таким образом люди не получили спасения через его смерть, он предал ради спасения людей (Tertullian, Adv. Omn. Haer. 2. - Е. В. Афонасин, «В начале было…» Античный гностицизм. Фрагменты и свидетельства. СПб, 2002).

Опубликованное ЕИ не оставляет никаких сомнений, что данный текст принадлежит автору-гностику из секты каинитов. Для доказательства этого утверждения не нужны какие-то аналитические труды. Все находится на поверхности. Автор приписывает Иисусу такие слова, которые Он якобы произносит, открывая Иуде тайны космологии: «Двенадцать эонов двенадцати светил (luminaries) составляют своего отца (constitute their father) вместе с шестью небесами для каждого эона, так что семьдесят два неба для семидесяти двух светил, и для каждого из них 5 небесных сводов, так что всего 360 небесных сводов. Им дадут власть и [великое] воинство ангелов [без числа] для славы и поклонения, [а после того] чистых духов для славы и поклонения всех эонов, всех небес и всех их небесных сводов» (с.50; пер. с английского текста). Одно из основных понятий гностической теософии эоны в ЕИ встречается 13 раз. В полном согласии с гностическим учением, что мир (включая человека) сотворил не Бог, а ангелы, ЕИ сообщает: «Тогда Саклас сказал своим ангелам: «Создадим человека по образу и по подобию». Они создали Адама и его жену Еву, которую в облаке зовут Зоя» (с.51). Кто такая Зоя? В гностической литературе Зоя – один из эонов, парный Логосу. В другом диалоге говорится: «Иуда ответил Ему: «Я знаю, кто Ты и откуда Ты пришел. Ты пришел из бессмертной области Барбело». У гностиков Барбело – один из их главных женских эонов, мать всего живущего, обитает с Отцом вселенной и со Христом на восьмом небе. Барбело встречается в гностическом Апокрифе Иоанна: «это Пронойа, то есть Барбело: мысль, и предвидение, и нерушимость, и вечная жизнь, и истина. Это пятерица эонов андрогинных, то есть десятерица эонов, то есть Отец. И он взглянул на Барбело светом чистым, который окружает незримый Дух, и его блеском, и она понесла от него. И он породил искру света светом блаженного образа. Но это не было равным его величию». Барбело встречается в трактате Зостриан, найденном в Наг Хаммади. Там Барбело – один из четырех эонов: Барбело, Калиптос, Протофанес и Аутогенес.

В тексте ЕИ нет мысли о бессмертии человеческого духа, которая так ясно выражена в священных новозаветных книгах. «Иуда сказал Иисусу: «умирает ли человеческий дух»? Иисус сказал: «Потому и приказал Бог Михаилу давать духи людей им взаём, чтобы они могли предлагать услуги, но Великий приказал Гавриилу дарить духи великому роду без правителя над ним, что есть дух и душа» (54 с.). Нет необходимости умножать цитаты. ЕИ является от начала до конца чисто гностическим трактатом. Он никакого отношения не имеет ни к историческому Иисусу, ни к реальным событиям евангельской истории. Не нужно доказывать и то, что Иуда (Искариот) никогда не писал ничего подобного. Мысли, термины и имена, которыми изобилует текст, стали появляться в другую эпоху, когда Иуды давно уже не было в живых. Обычно ученые подложность текста определяют по анахронизмам, т.е. по присутствующим в тексте реалиям, которые относятся к другой эпохе. В ЕИ их находить не нужно: весь текст – относится к другому времени. Все произведение представляет собой сплошной анахронизм. Трактат этот по идеям, языку и духу абсолютно чужд библейской традиции.



x закрыть

52. Александр Бородько   (18.02.2008 17:06)
0  
Дорогой о.Николай, здравствуйте. Наконец-то я снова вас нашел. Это Саша Бородько (Волгоград, английский язык, крещение). Я был на днях в Волгограде, и там о.Павел (Насиняк), а мы с ним дружим уже больше 30 лет, подсказал, как можно вас найти через интернет. Прошло много лет с нашей последней встречи, и у меня сейчас совсем новая жизнь, я живу и работаю в Киеве. Конечно же, в коротком письме всего не расскажешь, и я был бы очень рад пообщаться снова, а, если получится, то и встретиться. Мой адрес эл.почты приложен к этому письму, и я готов дать все остальные координаты.
От всей души обнимаю,
А.Б.

51. Сергей Сидорин   (22.01.2008 11:56)
0  
Уважаемый отец Николай.
Обращается к Вам ваш ученик Сергей Сидорин. Мне бы хотелось увидеться с Вами, когда Вы будете в Саратове и показать свои стихи. Мне важно Ваше мнение.
Ответ: Дорогой Сергей!
Мне очень приятно, что Вы пишите стихи. Приезд в Саратов мною пока не планируется, но если будет такая возможность, то с удовольствием почитаю Ваши стихи. Однако прошу учесть, что я не поэт и о достоинствах чьих-либо стихов судить не могу.
С уважением прот.Н.Агафонов

50. ОльгаБ   (20.12.2007 10:20)
0  
О. Николай, благословите.
нет возможности с Вами связаться иначе - имеющиеся у нас контактные телефоны, не отвечают.
были бы благодарны, если бы Вы нам позвонили (495-246-68-31) или написали (bachurina@rop.ru или olgabachurina@gmail.com)

Издательский Совет РПЦ

49. Валентин Стариков   (14.12.2007 17:20)
0  
1 декабря 2007 г.
Отец Николай, благословите!

Посылаю давно ещё, в Барятине, обещанный материал о Дмитрии Ивановиче Менделееве. Задержался в связи с очередным инфарктом, настигшим, как всегда, не вовремя.
Как жаль, что уже нет тех уютных и милых апартаментов, в которых мы беседовали!
Но Господь милостив, и будем надеяться, что матушке Феофиле и мужественным сестрам будет уютно и молитвенно в новом, более надёжном дворце…
Доброго здоровья Вам, Вашей семье и прихожанам!

С молитвами за Вас
Валентин Иванович Стариков.

И добрый поклон от Аллы(Алексеевны Добросоцких).

601650 г. Александров Владимирской области,
ул. Ануфриева, д.1 кв.120,
Стариков Валентин Иванович
Добросоцких Алла Алексеевна
Старикова Елизавета Валентиновна.
Д.т.8-49244-2-03-00
alladob@trytek.ru

Валентин Иванович Стариков, 1 декабря 2007 г.
МЕНДЕЛЕЕВ В ПРАВОСЛАВНОМ ХРАМЕ
(Новая глава из книги «Жизнь Менделеева»)

Когда входишь в музей-квартиру Менделеева в Петербургском университете, справа на стене передней непременно увидишь в простой рамочке этюд, написанный Анной Ивановной. На нём изображена церковь в селе Покровском Клинского уезда Московской губернии.
В последние годы жизни Дмитрия Ивановича его семья, проживающая на Забалканском проспекте, находилась в приходе Георгиевского храма Технологического института.
А сельский храм Покрова Пресвятой Богородицы, начиная с лета 1865 года, стал также долговременным, на летние месяцы, духовным прибежищем семьи Менделеева. Потому-то этюд с натуры Анны Ивановны в петербургской квартире – не что иное, как драгоценная памятка о чудесных, вошедших в сердце окрестностях Бобловской усадьбы.
Менделееву, объездившему многие столицы Европы и мира, знавшему роскошь и великолепие архитектурных форм и убранства разных православных и католических храмов, было с чем сравнивать простую провинциальную архитектуру и убогую, но уютную и трогательную обстановку сельского храма. И лично и через Анну Ивановну он делал денежные вклады в храм села Покровского. Часто по-доброму беседовал на всякие бытовые темы с местным священником - отцом Павлом Васильевичем Страховым.
А в начале девяностых годов Дмитрий Иванович построил из лучшего своего леса прекрасное здание земской школы для детей здешнего прихода. При этом Анну Ивановну попросили стать в этой школе попечительницей. А отец Павел здесь преподавал сельским мальчикам и девочкам Закон Божий…
Менделеев родился в семье, где все были верующими людьми, где свято исполнялись все православные церковные законы. Дети Менделеевых росли в почитании родителей, храмов, икон и церковных праздников.
Гармонию христианской жизни нарушила семейная драма, перешедшая в трагедию. В исступлённых молитвах и постах, подавляемая и поощряемая кликушеской сектантской группой, и без того болезненная дочь Менделеевых Поленька погубила себя, оставив мать Марию Дмитриевну и всю семью в смертельном потрясении. Конечно, трагедия с Поленькой оставила свою печать на жизни всей семьи…
В гимназические годы у Мити, как и у многих его сверстников не ладились отношения с Законом Божиим. Свирепствовала тогда в этом предмете зубрёжка, убивающая в учениках духовные наклонности и творческие способности. Потому-то Митя и скучал на уроках добрейшего отца Николая Юшкова и получал посредственные оценки.
Иной раз законоучитель грозил нерадивым ученикам:
- Будете гореть в геенне огненной!
Митя, задумчиво глядя за окно, вспоминал милую Аремзянку, стеклянный завод Корнильевых, коим управляла Мария Дмитриевна, на котором проводил Митя вместе со всей семьёй летние месяцы, и думал:
- Это что же за геенна такая? Может быть, в ней стекло варить можно?..
Трагедия с сестрой Поленькой, безусловно, наложила отпечаток и на отношения Менделеева с религией. В дальнейшие годы студенчества, послеинститутской гейдельбергской богемы, напряжённой научной работы мало оставляли времени для молитв, для бесед с Богом. И сама молодость с её максимализмом долгое время содействовала неприятию религии, но оставляла место для самоуверенности человека, погружённого в науку. Так продолжалось даже до 1870-х годов. В Гейдельберге православного храма не было, над университетским городом довлели две католические церкви - Святого Духа и Петра. А в них, древних и прекрасных, если правду сказать, никак не находилось уюта для русского православного человека. И не один раз молодой Менделеев выражал своё отрицательное отношение к католицизму в своих письмах.
Но пример верной православной христианки - матери Марии Дмитриевны, её могущественное терпение, молитвенный труд и настойчивость, с которыми она обращалась к Богу, продвигая свою большую семью к лучшей нравственной жизни, дочерей и сыновей к благочестивой самостоятельности, и, наконец, несгораемая память о ней и её жизненном подвиге, – оставались с Дмитрием Ивановичем и в зрелом возрасте неотлучно. И деревянная церковь, построенная матерью в селе Аремзянском, вспоминалась как жизненный путеводный луч света.
Кроме того, заметный перелом в восприятии религии по разным причинам произошёл у Менделеева в конце 1870-х - начале 1880-х годов…
Интересно проследить православную натуру Менделеева во время его поездки на Урал летом 1899 года. Эту поездку он использовал и для того, чтобы впервые после 1849 года, когда он уехал пятнадцатилетним мальчиком в Москву, побывать на родине, в сибирской столице Тобольске.
На пароходе по пути в Тобольск Менделеев познакомился с несколькими попутчиками и интересными собеседниками. Среди них был миссионер, священник из северного города Обдорска, рассказавший учёному об особенностях северных лесов.
Во время приезда в Тобольск 30 июня Менделеев узнал о внезапной и безвременной смерти Цесаревича Георгия, и на другой день с утра поехал в собор, где весь город собрался на панихиду по Цесаревичу. После панихиды в соборе познакомился с губернатором Леонидом Михайловичем Князевым и губернским агрономом Николаем Лукичом Скалозубовым. С интересом в беседе узнал от них, что под Сургутом (на Иртыше) священник отец Тверетинов успешно сеял не только ячмень, но и рожь…
Поднявшись на гору, довлевшую над всем городом, с глубоким волнением Дмитрий Иванович смотрел на знакомые с младенчества собор и архиерейский двор. Отсюда, с горы, он видел все тобольские церкви и дома, где он не досчитался своего дома, сгоревшего два года тому назад.
В своём письменном отчёте о пребывании в Тобольске Дмитрий Иванович вспоминает старичка портного Вакарина, с которым мама Мария Дмитриевна отпускала детей, в том числе Митю, в военный лагерь и «даже в Ивановский монастырь». Он особо отмечает «прекрасные церкви города». Для примера приводит фотографию Архангельской церкви, в приходе которой Менделеевы жили, которая была духовным пристанищем для всей семьи. Она сохранилась совершенно в том же виде, какой имела в период детства Менделеева, то есть около 1840-1848 годов, со своими нижним или зимним и верхним или летним этажами со всей своеобразной обстановкой, нечасто, как он отметил, встречающейся «даже в Москве, где много старых церквей, но повторяющуюся в более отдалённых сёлах и городах, например, в Романове-Борисоглебске на Волге, да здесь в Тобольске».
Третьего июля, в субботу, Дмитрий Иванович сумел съездить в село Аремзянское, где когда-то проводил счастливые летние месяцы детства в доме при стеклянном заводе. Ни дома, ни завода уже не было, зато «бодро стояла» деревянная церковь, построенная его матерью Марией Дмитриевной в 1844 году. Обливаясь слезами сердечных воспоминаний, Менделеев посетил с молитвой храм. И он не преминул сфотографироваться на ступеньках этой церкви вместе со священником отцом Михаилом и с семью местными крестьянами – товарищами по детским играм...
Вернувшись в Тобольск, на следующее утро 4 июля, в воскресенье, Дмитрий Иванович, отстояв в соборе обедню, направился осматривать Тобольский музей, где познакомился с его смотрителем. Обратил там внимание на полноту и великолепный подбор экспозиций музея …
В понедельник 5 июля Менделеев записывает, что поехал «на кладбище помолиться на могиле отца».
Потом отправился со смотрителем музея к острогу, находившемуся на площади, вблизи собора, успев к концу службы, когда выносили иконы. Он рассказывал: «В это время собирались перед собором хоругви и масса народа, так как в этот день из Тобольска в Абалацкий монастырь уносят икону Почаевской Божией Матери навстречу к выносимой из монастыря Абалацкой чудотворной иконе, чрезвычайно чтимой всем местным населением». И тут Дмитрий Иванович растроганно повествует: «Вспомнилось опять детство, потому что и тогда все то же совершалось и все мы вместе со всем городом принимали свое участие».
Поучаствовав в начале крестного хода, Менделеев отправился в острог, чтобы посмотреть, как живут и работают осуждённые преступники. Он в начале осмотра прошёл в православную церковь для заключённых. Ради справедливости заметил, что рядом помещалась католическая церковь, затем лютеранская. А для магометан и евреев здесь приглашали муллу и раввина, «чтобы религиозное настроение умиротворяло запертую жизнь и облегчало внутреннее самосознание».
Вообще Дмитрия Ивановича приятно поразила взвешенная, поистине христианская, система воспитания, применяемая здесь к заключённым. Он потом писал: «Она, насколько возможно, не принудительна; нежелание или даже нерасположение сегодня работать принимается во внимание. И таких оставляют в камерах; много их мы видали там, когда из церквей прошли в светлый длинный коридор, где ходят сторожа… Разумная гуманность отношения к каторжникам и достигнутые результаты так поразили меня, что я не нахожу слов для выражения. Внутри, правда - на момент, являлось суровое латынское сомнение в полезности такой мягкости отношения к злодеям. Но христианско-русское воззрение умилилось пред высшей правдой временного устранения преступников от общества – все же с надеждой их направить на общее благо – работой, молитвой и добродушием, да не одиночным, а общим исключением из нормальной обстановки. Так как преступление составляет обыкновенно продукт несчастного сочетания случайностей с неразумным отношением к общественности, что не может вечно пребывать ни у кого, кому Бог не отказал в элементарных свойствах людей. Работа и милость – должны действовать, и это громко слышалось в Тобольской каторжной тюрьме»…
Из острога Менделеев, как он записал, «поехал к еще молодому высокопреосвященному Антонию, только возвратившемуся из поездки по епархии».
Владыка Антоний (Каржавин) (1858 – 1914), уже полтора года служивший на Тобольском епископстве, очевидно, был для Дмитрия Ивановича приятным и интересным собеседником. Он и правда был относительно молод – ему исполнился сорок один год. Родом он происходил из дворян Вологодской губернии. Сын статского советника, он стал монахом, образованным и исправным священником. Магистр богословия с 1888 года, после защиты магистерской диссертации о религиозных сектах, с 1891 по 1895 год – ректор Вифанской духовной семинарии в Сергиеве Посаде. Очевидно, было о чём поговорить и вспомнить собеседникам: уроженцу Тобольска и сибирскому епископу. (Много позже, в 1910 году, владыка Антоний был назначен архиепископом в Твери). Церковь в Аремзянском, построенная матерью, находилась в подчинении Антония. Не исключено, что Дмитрий Иванович при беседе с владыкой поведал ему какие-либо просьбы и пожелания по этой церкви…
И в ранних, и в позднейших многочисленных заграничных командировках и поездках Менделеев всегда старался находить православный храм, будь то в Париже или в другой европейской столице, что давало ему счастливую возможность ощущать себя русским человеком, как в любом отдалённом уголке России.
Не вся биографическая канва учёного высвечена исследованиями. Но вот ещё следы его поездки в Киев в январе 1903 года с целью принимать первые выпускные экзамены в недавно основанном Киевском Политехническом институте. Он приехал в Киев в мягкую, с лёгким морозцем погоду, 12 января. Между официальными встречами и участием в экзаменах Менделеев посещает православные храмы. Так, 15 января, в среду, на день преподобных Павла Фивейского и Иоанна Кущника, он посещает Владимирский собор. В другой день Дмитрий Иванович был на службе в церкви Марии Магдалины (небесной покровительницы его матери Марии Дмитриевны) на Шулявке, в церкви, которая окормляла Киевский Политехнический институт имени императора Александра Третьего. (Менделеев в течение нескольких дней принимал экзамены у студентов этого института). В советское время эта церковь была снесена. Известно также, что в воскресенье 19 января он не посетил церковную службу из-за усталости и из-за плохого самочувствия, связанного с ухудшением зрения – катарактой…
Зрелые годы уравновесили нелёгкий характер Менделеева, особенно в отношениях его с окружающими людьми, всем миром. И православная вера осталась той осью, вокруг которой вращалась жизнь как его первой, так и второй семьи.
Далеко не безгрешный Менделеев всегда был в покаянии, в доверительности русской церкви. Великой православной Родине – России он отдал все думы и, без преувеличения, всю жизнь.
Уважение к древним историческим народным традициям веры, к чувствам окружающих, включая родных, друзей, знакомых, для Дмитрия Ивановича стало основой размеренного домашнего быта, располагающего к научному творчеству. На веру опиралась его любовь к России, никогда не шедшая в ущерб ни одной нации, ни одной народности, ни одной другой стране.
Ни один биограф Менделеева до сих пор не касался этой, щекотливой для нашего материалистического времени, темы. Поэтому впервые за восемь десятков лет дадим слово для воспоминаний о Дмитрии Ивановиче ближайшему его соседу по Забалканскому проспекту Санкт-Петербурга – священнику отцу Виссариону Яковлевичу Некрасову.
Протоиерей отец Виссарион служил настоятелем церкви в Первой роте Измайловского полка, а также священствовал в церкви при Ремесленном училище Цесаревича Николая. В урочные часы отец Виссарион преподавал Закон Божий в Десятой гимназии и в Ремесленных классах Императора Александра Третьего. В то же время он выполнял священнические обязанности в качестве домашнего духовника семьи Менделеева и нескольких других семей сотрудников Главной палаты Мер и Весов.
Вот что отец Виссарион рассказывал в январе 1907 года о своих встречах с Менделеевым.
…- Последние пятнадцать лет я был близким соседом...Разумеется, и раньше мне было известно славное имя Менделеева. В первый же раз, лицом к лицу, мы встретились на молебном пении при основании дома для служащих Палаты Мер и Весов (24 июля 1896 года, - В.С.). Признаюсь, я ожидал встретиться с учёным, который, живя среди синтезов и анализов, аксиом и проблем науки, к запросам Веры мог в лучшем случае относиться безразлично, мимоходом. Такое предположение обусловливалось нашим знакомством со взглядами на взаимное отношение Веры и Знания, религии и науки немалого числа учёных не как на две родные сестры, - вернее, религия – мать, наука – дочь, - имеющие целью общими усилиями содействовать совершенствованию человека, а как на два Друг Другу чуждые и даже враждебные обнаружения в психофизической жизни человека.
Но в лице Димитрия Ивановича я встретил человека неожиданного и особенного. Прежде всего, знакомясь, я обратился к нему с приветствием: «Ваше превосходительство». На что Димитрий Иванович, отмахиваясь руками, запротестовал и горячо заговорил: «Какое Превосходительство, кого превосхожу?.. Пожалуйста, батюшка, называйте меня всегда святым именем - Димитрий Иванович».
Мне засим приходилось довольно часто принимать участие во всех событиях жизни Палаты Мер и Весов, связанных с религиозными нуждами. Кроме сего по неоднократному и настойчивому желанию Димитрия Ивановича я посещал его со святым крестом в пасхальные и другие праздники.
Последний раз был у него со святой водой и крестом в день Богоявления сего года (6 января 1907 года, – В.С.). Приступали всегда к молитве не прежде, как только бывало Димитрий Иванович увидит, что собрались все члены его семьи и домочадцы.
Помню, в одно из пасхальных посещений я нашёл Димитрия Ивановича не совсем здоровым. Помолились и похристосовались, и на мой вопрос:
- - Не причинил ли я какого беспокойства своим посещением? –
- Димитрий Иванович с лёгкой, может быть, обидой горячо начал говорить:
- Что ты, батюшка, Христос Воскрес! Ведь в этом вся радость детства, юности и всей жизни. Христос Воскрес! Ах, как это просто, хорошо, радостно!
Свидетельствую, что всё это произнесено с неподдельным одушевлением, искренностью, певучим, свойственным только одному Димитрию Ивановичу, голосом.
- Мы, - продолжал отец Виссарион, - позволили привести эти черты, чтобы осветить личность Димитрия Ивановича со стороны мало кому знакомой, а засим показать неправду так называемых людей науки, будто Вера – враг знания и науки. Согласитесь, что занятия химией, где неожиданные и поразительные результаты работы и соединения тончайших элементов легче всего могут привести к измельчению и уничтожению Веры в человеке, не растворили однако верующей души Димитрия Ивановича, православного христианина. Признаюсь, как законоучитель, я всегда своим ученикам указывал на Димитрия Ивановича как на живой пример поразительного единения всемирного учёного и верного сына православной церкви…
Да, настоящий, живой Дмитрий Иванович Менделеев, оказывается, вовсе не похож на того, приглаженного и причёсанного, что делали из него в течение нескольких десятилетий!
Нужно правильно понимать и другое свидетельство на ту же тему, только противоположного свойства. Оно высказано сыном учёного – Иваном Дмитриевичем Менделеевым. Вот что он писал спустя много лет после смерти отца и незадолго до своей смерти, когда отмечался столетний юбилей со дня рождения великого учёного.
-…Я слышал также мнение о «церковной религиозности» отца и должен это опровергнуть категорически. Отец с ранних лет фактически порвал с церковью – и если терпел некоторые несложные бытовые обряды, то лишь как невинную народную традицию, подобную пасхальным куличам, с которой бороться не считал для себя нужным. Из многих разговоров с отцом я знаю, что в миросозерцании, в убеждениях он не сохранял ничего от официальной церковной догматики, впрочем, как и весь круг лиц, в котором он вращался. Это для них было дело, давно решённое. Отец был свободный мыслитель в полном смысле слова – мыслитель, не ограничивавшийся, правда, поверхностью явлений и заглядывавший в их глубину, но ничего догматически на веру не принимавший…
К этому свидетельству следует отнестись с пониманием. Иван Дмитриевич, повествуя о мировоззрении отца, кое в чём был прав. Особенно тогда, когда говорил о Менделееве как свободном мыслителе.
Однако следует знать и то, что в воспоминаниях, частично напечатанных в Ленинграде, в «Вечерней Красной газете» в 1934 году, перед Иваном Дмитриевичем стояла тяжёлая задача. В год столетнего юбилея отца, в тяжёлой обстановке усиленной слежки, в годы так называемого «воинствующего атеизма» он должен был принять хоть какие-то меры, чтобы спасти, укрепить, не дать уничтожить память о Менделееве, само имя его, выходца из духовного сословия и позднейшего дворянина. А поползновения к тому имелись в избытке. Да и над самим Иваном Дмитриевичем в Ленинграде в эти годы не раз нависал дамоклов меч соцтеррора…
А вот что пишет старшая дочь Менделеева – Ольга Дмитриевна Трирогова в книге «Менделеев и его семья», вышедшей в 1947 году.
Рассказывая о своей свадьбе, которая состоялась осенью 1889 года и к которой с живейшим участием готовился и её знаменитый отец, она, как бы оправдываясь, замечает:
- Он, никогда не ходивший в церковь, очень волновался, как бы хор певчих Гвардейского экипажа не запоздал из Никольского собора после обедни. И непременно хотел, чтобы был второй хор из певчих церковного хора конногвардейцев из церкви Благовещения, бывшей ближе к университету. Ему хотелось, чтобы на свадьбе его дочери всё было обставлено самым лучшим образом…
Итак, дочь Менделеева, как бы мимоходом, сообщает, что отец якобы «никогда не ходил в церковь»! И в то же время он, специально приехав за семьсот вёрст из Боблова, проявляет отеческую заботу о певчих! Да ещё чтобы свадьба была обставлена самым лучшим образом! А ведь речь шла не о какой-нибудь церкви, а об университетской! В которую Дмитрий Менделеев, как и все преподаватели и студенты, ходил регулярно с первых дней своей службы в Петербургском университете! Ведь родилась Ольга Дмитриевна здесь же, в университетской квартире, и именно в эту церковь отец в мае 1868 года приносил маленькую Олечку крестить! И именно эту церковь сам Менделеев, а затем и вся его семья, посещали по воскресеньям и праздникам с ноября 1856 года по 9 августа 1890 года, когда ему пришлось покинуть университетскую квартиру. Но и позднее многократно в этой церкви он всё-таки бывал.
Так что тут мы снова вынуждены пояснить: при выходе книги в 1947 году к 40-летнему юбилею памяти учёного перед Ольгой Дмитриевной Трироговой стояла совершенно та же задача, что вставала в 1934 году и перед младшим братом её Иваном Дмитриевичем Менделеевым. Это был всё тот же компромисс с истиной. Своего рода неправда во спасение. Так что нам приходится и к «свидетельствам» дочери учёного отнестись с соответствующим пониманием…
17 августа 1903 года в церкви Архистратига Михаила села Тараканово Клинского уезда Дмитрий Иванович с теплом и нежностью участвовал в венчании своей дочери Любы с поэтом Александром Блоком...
Можно думать, что и в следующие годы и десятилетия найдутся те, кто снова и снова будет задавать вопрос:
- Веровал ли в Бога Менделеев?
А мы оставляем ответ на этот вопрос в душе великого учёного – там, где и положено ему пребывать…
Но что же сейчас в приходском селе Покровском, - когда-то Клинского уезда, а сегодня Дмитровского района Московской области? Как хранится память об учёном у дмитровских соседей Менделеева?
Уже в тридцатые годы в опустевшем храме Покрова Пресвятой Богородицы начались разрушения. Стали постепенно стираться неподалёку от алтаря могилы родных Дмитрия Ивановича. А ведь там были похоронены сестра Мария Ивановна Попова, её муж гимназический учитель учёного Михаил Лонгинович Попов, племянники, другие родственники Менделеевых.
В 1970-х годах, во время строительства нового совхозного посёлка остатки полуразрушенной церкви, лишённой колокольни, были грубо оштукатурены, и в здании разместили спортивный зал совхоза. Могилы родных Менделеева при планировке местности были окончательно срыты бульдозером. Снесена была и церковная сторожка, стоявшая рядом с храмом и мешавшая спорту. Ещё раньше была разгромлена усадьба родственников Дмитрия Ивановича – Капустиных.
Сравнительно недавно была стёрта с лица земли и народная школа, построенная Дмитрием Ивановичем. Её ликвидировали, даже не сделав попытки провести исследования и не задав ни единого вопроса краеведам и музейным работникам. Таким образом, память о великом учёном в селе Покровском уничтожена. Хотелось бы верить, что не навсегда. Ведь некрополь Менделеевых близ церкви ещё можно восстановить.
Можно реставрировать и церковь, вернув ей своё высокое предназначение. Ведь не окончательно же мы первобытны и дики.
Правда, сменились нынче времена, и в 2006 году церковь Покрова начали понемногу реставрировать. Летом 2007 года уже сияла золотом глава. Но это уже другая эпоха, другие люди.

---------------------------------------------------------------------------

48. о. Иоанн Мохов   (23.11.2007 21:39)
0  
Добрый вечер Ваше Высокопреподобие! Когда выйдет "Свет золотой луны" и в каком формате? и ведется ли работа над " Возхождением на 9й этаж"? Всегда Ваш "омега".
Ответ: Дорогой отец Иоанн!
"Свет золотой луны" вышел на аудиодиске в фирме "Деоника" info@deonika.ru , сейчас начал работу над романом "Жены-Мироносицы", т.к. мне необходимо закончить его в 2008 году, с тем что бы роман вышел не позднее 19 февраля 2009. это задача № 1.
С горячим приветом "альфа"

47. Александр   (22.11.2007 22:25)
0  
Здравствуйте, о.Николай. Скажите, можете ли разрешить разместить некоторые из Ваших рассказов (естественно, со ссылкой на источник) в библиотечке сайта, посвящённого православным рассказам.
Ответ: Дорогой Алексанадр!
Я не против размещения моих рассказов в библиотечке вашего сайта.
С увакжением прот.Н.Агафонов


Имя *:
Email *:
WWW:
Код *:
Поиск
Друзья сайта
  • Создать сайт
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz
  • Все проекты компании
  • Copyright MyCorp © 2024
    Создать бесплатный сайт с uCoz